Аграрная политика России: перспективы ее реформирования
Дата публикации
Пятница, 21.05.2004
Авторы
Е. Серова, Н. Карлова, Т. Тихонова, И. Храмова, О. Шик
Серия
АМР США
В настоящее время в развитии аграрного сектора накопился ряд вопросов, которые не регулируются текущим российским законодательством. В частности, в отличие от большинства стран мира в стране нет законодательного определения сельскохозяйственного производителя: каждый нормативный акт определяет его отдельно, что неудобно для использования в правоприменительной практике. Нет разграничения полномочий федерального и регионального уровня в проведении программ поддержки АПК. В результате в регионах осуществляют программы поддержки, приводящие к разрыву единого рыночного пространства страны, фактически к торговым войнам между регионами. Нет также четкого разграничения полномочий между федеральными ведомствами в регулировании аграрного сектора, сложившаяся ad hoc ситуация приводит к очень длительному согласованию различных мер, и как следствие - к запаздыванию мер, утрате гибкости в регулировании сектора, а также к снижению ответственности за проведение агропродовольственной политики в стране.
Содержание
Рекомендации по совершенствованию агропродовольственной политики 4
Введение 4
Рекомендации по совершенствованию бюджетной политики и бюджетного процесса в аграрной сфере 6
Совершенствование механизмов государственного регулирования АПК 22
Основные формы государственного регулирования АПК и их эффективность 22
Эффективность государственных программ регулирования на примере рынка ресурсов 25
Повышение эффективности государственной поддержки через меры зеленого ящика 33
Предложения по внесению изменений в законодательство об агропродовольственной политике 48
Определение агропродовольственной политики, ее цели, меры и принципы 49
Понятие сельскохозяйственного производителя 49
Содержание агропродовольственной политики 50
Разграничение полномочий по осуществлению агропродовольственной политики между центром и регионами 52
Система государственного информационного обслуживания агропродовольственного сектора 53
Продовольственный Кодекс РФ 54
Приложение 1.1 Пояснительная записка к проектам федеральных законов «О регулировании сельского хозяйства в Российской Федерации» и «О Государственных программах агропродовольственной политики на 2004-2006 годы» 55
Приложение 1.2 Проект Федерального закона «О регулировании сельского хозяйства в Российской Федерации» 59
Приложение 1.3 Проект Федерального закона «О Государственных программах агропродовольственной политики на 2004-2006 годы» 74
Рекомендации по совершенствованию бюджетной классификации 86
Обоснование необходимости внесения изменений в бюджетную классификацию 86
Бюджетный процесс в России на федеральном и региональном уровне 87
Требования международных организаций к обеспечению прозрачности бюджета 89
Требования МВФ и ОЭСР 89
Структура бюджетного классификатора расходов на аграрный сектор некоторых зарубежных стран 91
Расходы бюджета на аграрный сектор в России и требования ВТО 94
Требования ВТО к внутренней поддержке аграрного сектора 94
Типы бюджетной поддержки в России 98
Концепция реформирования бюджетного процесса и мониторинга эффективности поддержки аграрного сектора в России 102
Рекомендации по совершенствованию механизма финансового оздоровления сельского хозяйства 117
Финансовая проблема аграрного сектора в России 117
Государственная политика в области финансового оздоровления сельского хозяйства 120
Меры государственной политики 120
Оценка результатов государственной политики в области финансового оздоровления сельского хозяйства 124
Рекомендации по снижению уровня убыточности в сельском хозяйстве страны 125
Приложение 3.1 Проект Программы снижения уровня несостоятельности в сельском хозяйстве 127
Выводы 143
Оценка действующей национальной государственной агропродовольственной политики 143
Рекомендации по реформированию агропродовольственной политики 148
По результатам этого исследования опубликована работа в серии "Научные труды" № 74.
Полная версия
/files/text/usaid/report.pdf