ИНСТИТУТ  ЭКОНОМИКИ   ПЕРЕХОДНОГО  ПЕРИОДА

В НОМЕРЕ:

Об Институте

Рефераты докладов

Научные проекты

Новости

Публикации

Объявления

   С 30 июня по 2 июля текущего года в Институте экономики переходного периода проходила международная конференция по теме “Новые рубежи. Стратегические проблемы следующего этапа экономических реформ в России”.

   На конференции были представлены и обсуждены основные результаты исследований, проведенных сотрудниками Института в рамках гранта, предоставленного Агентством международного развития США.

   В своих выступлениях отечественные и иностранные докладчики освещали основные аспекты финансового кризиса, налоговой реформы, социальных проблем, бюджетной политики и фискального федерализма, макроэкономического моделирования и вопросов микроэкономики.

   В каждом докладе особое внимание уделялось предложениям по экономической политике.

   Интерес к практическим рекомендациям выразился в активной дискуссии на секциях, которая не прекращалась и в перерывах между заседаниями.

   Ниже представлены рефераты выступлений, прозвучавших на конференции.

ОБ ИНСТИТУТЕ

Содержание

   Институт экономики переходного периода (ИЭПП) — ведущий российский центр исследований в области экономической теории, выработки стратегии экономического развития страны и рекомендаций по программам экономической политики.

   Институт основан в 1990 году как независимая некоммерческая организация.

   Учредители Института: Академия народного хозяйства при Правительстве Российской Федерации, фонд “Центр социально-экономических исследований” (“CASE”) (Польша), Французский Институт Экономической Конъюнктуры (OFCE).

   В составе ИЭПП 10 лабораторий, объединенных в 4 научных направления:

   – Макроэкономические исследования;

   – Социально-экономические исследования;

   – Исследования реального сектора;

   – Политическая экономия.

   При Институте работает аспирантура очной и заочной форм обучения по специальностям “Политическая экономия” и “Экономика и управление народным хозяйством”.

   Высший орган управления ИЭПП – Ученый Совет.

   Директор ИЭПП – Е.Т. Гайдар

   60 научных сотрудников ИЭПП, включая 11 докторов и 28 кандидатов наук, осуществляют исследования в различных сферах современной экономической науки. Среди специалистов Института:

д.э.н., профессор Гайдар Е.Т. (макроэкономика);

д.э.н., академик РАН Энтов Р.М. (макроэкономика и финансы);

д.э.н., профессор Мау В.А. (политическая экономия);

д.э.н. Синельников-Мурылев С.Г. (государственные финансы и налоговая политика);

д.э.н. Улюкаев А.В. (социальная экономика);

д.э.н., профессор Серова Е.В.(экономика сельского хозяйства);

д.э.н. Радыгин А.Д. (проблемы собственности и корпоративного управления);

д.э.н. Рождественская И.А. (проблемы здравоохранения);

д.э.н. Шишкин С.В. (проблемы образования и культуры);

д.э.н., профессор Васильев Л.С. (политическая экономия);

к.э.н. Колосницын И.В. (экономика социальной сферы);

к.э.н. Приходько С.В. (внешняя торговля);

к.э.н. Трофимов Г.Ю. (денежная политика);

к.э.н. Изряднова О.И. (структурные проблемы российской экономики);

к.э.н. Цухло С.В. (экономика промышленности);

к.э.н. Бобылев Ю.Н. (экономика промышленности);

к.э.н. Цапелик В.Е. (антимонопольная политика).

   Научно-исследовательская деятельность сотрудников ИЭПП непосредственно связана с главной задачей Института – разработкой теоретических основ и практической реализацией либеральной экономической политики, консультациями по этой проблематике.

   С начала проведения экономических реформ в России многие сотрудники Института принимали участие в практической реализации экономической политики в страны, занимая различные посты в органах исполнительной и законодательной власти РФ.

   Исследования и разработки сотрудников Института находят непосредственное практическое применение. За восемь лет работы Института сложился широкий круг заказчиков и потребителей его исследований. Среди них: Правительство и Администрация Президента Российской Федерации, Государственная Дума и Совет Федерации России, многие федеральные министерства, включая Министерство финансов, Министерство экономики, Центральный банк РФ, администрации субъектов Федерации.

   Институт активно сотрудничает и с различными международными организациями, такими как Мировой банк, Международный Валютный Фонд, Организация Экономического Сотрудничества и Развития. Только за последние четыре года для указанных организаций Институтом были подготовлены более 400 научных докладов, аналитических записок, предложений, проектов документов, экспертных заключений, справок, рецензий, комментариев по текущей и перспективной экономической политике.

   В последние годы Институт осуществляет проекты в сфере региональных исследований в Вологодской, Калининградской, Нижегородской, Тверской, Ярославской и других областях Российской Федерации, Республике Алтай, Республике Дагестан, Республике Кабардино-Балкария, Республике Коми, Республике Тыва.

   Институт оказывает консалтинговые услуги крупнейшим предприятиям российского бизнеса и финансовым институтам. Это Московская межбанковская валютная биржа, РАО “Норильский Никель”, АО “Уралмаш”, АО “Экспортлес”, “АГРОпродинторг”, АО “Машиностроительный завод” (г.Электросталь), ПО “Полет” (г. Омск), Верхнесалдинское металлургическое производственное объединение (г.Верхняя Салда), Корпорация “Энергия”, АО “Русский сахар” и многие другие компании.

РЕФЕРАТЫ ДОКЛАДОВ

Содержание

д.э.н., профессор Е.Т. Гайдар
СТРАТЕГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ СЛЕДУЮЩЕГО ЭТАПА ЭКОНОМИЧЕСКИХ РЕФОРМ В РОССИИ

   В начале своего выступления докладчик отметил, что Россия вступает в длительный период парламентских и президентских выборов. Совершенно очевидно, что предвыборный цикл 1999-2000 окажет серьезное сдерживающее влияние на возможность проведения любых структурных преобразований в экономике. Однако как бы не завершился нынешний политический цикл, с 2000 года в России возникнет новая политическая реальность, которая может стать “окном возможностей” для проведения экономических реформ.

   Вследствие этого возрастает актуальность серьезного обсуждения перспектив следующего этапа российских реформ. По мнению докладчика, отечественная экономическая наука и российские реформаторы должны быть готовы предложить набор конструктивных решений, ориентированных на ключевые моменты развития российской экономики.

   В настоящее время можно со всей определенностью сказать, что российская экономика функционирует как рыночная. Вместе с тем, существуют очень серьезные проблемы, подрывающие возможность устойчивого экономического роста. Автор считает, что Программа реформ, рассчитанная на период после 2000-го года, должна содержать четкие ориентиры денежной политики и политики валютного курса российских властей.

   Последние изменения в денежном мире, в частности введение евровалюты и азиатский кризис, во многом подорвали доверие к промежуточным формам курсовой и денежной политики, ко всем формам управляемого плавающего курса, валютных коридоров. Видимо, реальное развитие событий в ближайшие годы пойдет по пути выбора одного из двух основных вариантов: либо полноценный плавающий курс, при котором курсовая политика не используется в качестве средства дезинфляции, либо система валютного совета на основе евро или доллара.

   Независимо от выбранной стратегии валютного курса, при наличии ограниченного доступа России к внешнем и внутренним коммерческим заимствованиям, непосредственно вытекающего из нашей предшествующей истории, мы должны проводить политику существенного бюджетного профицита и не можем позволить себе ни денежное финансирование дефицита, ни финансирование за счет заимствования у населения. Автор указал на необходимость реструктуризации системы финансовых обязательств государства и сбора налогов.

   Докладчик подчеркнул, что стержень предложений, касающихся налоговой реформы, - это идеология расширения налоговой базы, снижение предельных ставок налогообложения, максимальное упрощения налоговой системы, максимальное использования налогообложения у источника. В основе этих предложений лежит идея плоского подоходного налога, сопровождаемая изменениями в других элементах налоговой системы.

   Важнейшая часть бюджетной политики - это политика расходов. Жесткие ограничения, которые накладываются, с одной стороны, масштабами мобилизуемых налоговых доходов, а, с другой - крайне ограниченными возможностями внешнего и внутреннего финансирования, заставляют нас быть достаточно жесткими в оценке необходимых элементов снижения расходных обязательств федерального бюджета.

   В целях улучшения бюджетного администрирования и бюджетных процедур необходимо предложидать автор предлагает ряд поправок в бюджетный кодекс. Автор также считает, что было бы целесообразно разработать программу реформы межбюджетных отношений и программу, направленную на повышение эффективности расходования средств на реформирование систем финансирования образования, здравоохранения, социальной защиты и ряда других направлений.

   Не следует забывать, что для создания предпосылок и запуска механизмов экономического роста необходимо осуществить преобразования в сферах инвестиций, сбережений и рынка труда. Очевидно, что решение вопроса привлекательности инвестиций в российскую экономику невозможно без создания системы гарантий прав собственника, легального закрепления его прав, в том числе и права собственности на землю.

   Автор уверен, что следует упорядочить трудовые отношения. Действующая в России система регулирования рынка труда абсолютно оторвана от реальности. Она не только не гарантирует права работников, но и не способствует легализации трудовых отношений. Тем самым сдерживается динамичный рост доходов населения и проведение преобразований в пенсионной системе.

д.э.н., академик РАН Р.М. Энтов
ФИНАНСОВЫЙ КРИЗИС В РОССИИ: ПРИЧИНЫ И ПОСЛЕДСТВИЯ

   Докладчик подчеркнул, что своеобразие финансового кризиса в России определили кредитно-денежная экспансия и рост задолженности государства и частных лиц в рублях и в валюте, имевшие место во второй половине 90-х годов.

   Автор выделил один из процессов, который по его мнению представляется становым хребтом разразившегося кризиса.

   Государство на протяжении последних лет наращивало свои обязательства теми темпами, которые были непозволительны с точки зрения состояния его бюджета и состояние российской экономики. Так, в 1997-1998 годах сумма размещенных ГКО - ОФЗ в 5 раз превосходила все месячные доходы и в 10 раз - все месячные расходы федерального бюджета.

   Попытки правительства приостановить этот процесс оказались безрезультатными. Он усугублялся медленными темпами роста производства, сменившимся падением; неэффективной федеральной налоговой системой; ускоренным ростом ссудного процента, и, как это не парадоксально, успехами в борьбе с инфляцией.

   В инфляции есть очень много недостатков. Единственное, так сказать, ее “достоинство” в том, что она помогает сократить уже образовавшуюся задолженность. Успехи в борьбе с инфляцией привели к тому, что рост процентов в реальном выражении становился все более тягостным для экономики.

   Давление, которое испытывала российская финансовая система, очень отчетливо проявилось в 1997 году. Наряду с ростом федеральной задолженности очень заметно возросла и задолженность местных органов власти. Дефициты местных бюджетов составили 1,15% ВВП.

   Одной из причин дестабилизации и превышения возможностей государства при выполнении своих долговых обязательств, по мнению автора, стала очень низкая норма сбережения. Несмотря на полные оптимизма цифры, публикуемые Госкомстатом, реальная норма накопления личных сбережений была чрезвычайно низкой и сейчас сохраняет тенденцию к снижению.

   При очевидной недостаточности отечественных сбережений в последние годы интенсивно привлекался иностранный капитал. Значительный приток заемного капитала с международных рынков “обрушил” систему государственного кредита, валютные позиции рубля и слабую банковскую систему.

   Другая причина, которую указывает автор, связана с тем, что с каждым годом в федеральный бюджет привлекалась все меньшая часть валового продукта. К 1998 г. доля ВВП уменьшилась с 17% - 18% до 10%.

   В заключение докладчик отметил, что кризис 1997-1998 гг. был предопределен тем, что развитие российской финансовой системы проходило в неадекватных экономических и институциональных условиях. Для скорейшего преодоления последствий финансового кризиса необходимо проведение институциональной реформы, которая смогла бы в корне изменить характер экономики России.

д.э.н. С.Г. Синельников-Мурылев
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ НАЛОГОВОЙ РЕФОРМЫ

   Докладчик отметил, что значительная часть исследований, проведенных в ИЭПП за прошедший год при поддержке Агенства международного развития США (US AID), посвящены налоговой политике. Это не случайно. Наряду со многими институциональными и макроэкономическими проблемами нерациональность налоговой системы лежит в основе современного кризисного состояния российской экономики.

   Для преодоления фискального кризиса и начала экономического роста необходима реформа, которая сделает налоговую систему справедливой, нейтральной и способной эффективно пополнять доходную часть бюджета.

   В начале текущего года вступила в силу Общая часть Налогового кодекса РФ, посвященная вопросам структуры налоговой системы и налогового администрирования. Однако, по мнению автора, принятый вариант кодекса содержит слишком много компромиссов. Поэтому необходимо внести в него ряд важных поправок.

   Среди мер по совершенствованию налогового администрирования автор уверен, что следует выделить меры по обеспечению исполнения налогового обязательства, в том числе, уточнение порядка уплаты налогов филиалами предприятий.

   Также следует расширить перечень случаев, когда налоговым органам предоставляется право доначислять налоговое обязательство сторон сделки, исходя из рыночных цен; отменить ввиду неэффективности Закон “О государственном контроле за соответствием крупных расходов на потребление фактически получаемым физическими лицами доходам” и использовать альтернативные методы налогового контроля.

   В целях повышения нейтральности налоговой системы необходимо, по мнению автора, запретить установление налоговых льгот индивидуального характера и упростить систему бухгалтерского учета, максимально приблизить ее к международным стандартам.

   Меры, касающиеся совершенствования структуры налоговой системы, должны включать в себя сокращение числа применяемых налогов за счет отмены в короткие сроки, а не поэтапно, как это предлагается сейчас, налогов, базой которых является оборот предприятия.

   Автор подчеркнул, что в исследованиях, посвященных конкретным налогам, внимание было сосредоточено на следующих основных блоках: налог на прибыль, НДС, подоходный налог, акцизы, налог на недвижимость, налог на сверхприбыль при добыче углеводородного сырья, единый сельскохозяйственный налог, налог на малый бизнес.

   Для того, чтобы подоходный налог был налогом на доход, а не на заработную плату, необходимо, по мнению автора, ввести фиксированную ставку налога, что будет способствовать выравниванию налоговых обязательств, ложащихся на плательщиков. Значительное увеличение необлагаемого минимума приведет к прогрессивности подоходного налога.

   Налогообложение процентных доходов должно осуществляться у источника. Ставку налога для рублевых доходов целесообразно устанавливать с учетом прогноза инфляции на год.

   Докладчик указал, что налог на прибыль следует сделать налогом максимально нейтральным. Для этого необходимо устранить двойное налогообложение дивидендов, разрешить вычет процентов, приблизить начисление амортизации к фактическому экономическому износу, ликвидировать большую часть льгот и правил, препятствующих маскировке личных расходов под необходимые для бизнеса корпоративные расходы.

   Автор предлагает установить единую ставку налога на добавленную стоимость и зафиксировать ее на уровне около 20%. Нулевая ставка НДС должна применяться только для экспорта.

   Докладчик подчеркнул, что следует сделать акцизные марки способом уплаты полной суммы налогового платежа вместо существующего на данный момент авансового метода.

   Объединение платы за землю и налогов на недвижимость существенно сократит расходы на администрирование налога, позволит с помощью методов оценки рыночной стоимости всей недвижимости в совокупности (земли и строений) устанавливать такое налоговое бремя, которое сделает объективно невыгодным неэффективное использование объектов недвижимости. Важная роль в проведении реформы налогообложения недвижимости отводится созданию кадастра.

   В современной российской ситуации особую значимость приобрела разработка порядка налогообложения малого предпринимательства. Автор предлагаем выделить три группы предприятий: крупные, малые и особо малые. Особо малым предпринимательством признаются предприятия, для которых предусмотрена возможность выхода из режима налогообложения НДС. Критерием служит выручка от реализации продукции. Для них предлагается применение чисто вмененных методов. Наиболее рациональным для малых предприятий автор считает принятие одной из форм налогообложения потока денежных средств. При этом как малые, так и особо малые предприятия могут по желанию использовать обычный налоговый режим.

   При построении единого налога на сельскохозяйственных производителей, по мнению автора, следует руководствоваться следующими принципами. Во-первых, он должен быть обязательным по всей стране. Во-вторых, базой исчисления единого налога должна быть не выручка, а земля. В-третьих, в единый налог не должны включаться НДС, акцизы и платежи в фонд социального страхования, платежи за пользование природным ресурсами, лицензионные сборы. Безусловно, не включается в единый налог и подоходный налог с физических лиц. В-четвертых, единый налог должен уплачиваться исключительно в денежной форме.

М.Э. Дмитриев
ФИНАНСОВОЕ СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ РEФОРМИРОВАНИЯ ПЕНСИОННОЙ СИСТЕМЫ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

   Автор указал, что последние годы пенсионная система фактически не справляется с исполнением своих финансовых обязательств. Несмотря на некоторую стабилизацию ситуации с задолженностью по выплате пенсий, запаздывание индексации пенсионных выплат привело к беспрецедентному за всю историю реформ сокращению размеров пенсий в реальном выражении.

   Такое резкое ухудшение финансового состояния пенсионной системы, по мнению автора, делает практически неисполнимым действующее пенсионное законодательство, особенно в части индексации пенсий.

   Докладчик оперирует расчетами, которые показывают, что в новых экономических условиях поддержание значительной дифференциации пенсий, финансируемых из распределительной системы, длительное время будет затруднено в связи с недостаточным уровнем поступлений страховых взносов в Пенсионный фонд России. Это создаст, по мнению автора, дополнительные препятствия для предусмотренного Программой пенсионной реформы перехода с 2001 г. к назначению страховых пенсий на основе условно-накопительных счетов.

   Новая концепция, как указал автор, предполагает фактическое упразднение понятия максимальной пенсии. При этом ограничение максимальной величины пенсии должно осуществляться косвенным путем, т.е. в результате ограничения максимального заработка, на который начисляются страховые взносы, регистрируемые на условно-накопительных счетах.

   Препятствием для начала внедрения накопительных элементов финансирования пенсий, предусмотренных Программы пенсионной реформы, по мнению автора, является неудовлетворительное состояние отечественных финансовых рынков.

   Программой пенсионной реформы также был намечен поэтапный переход в 1999 г. на накопительные принципы финансирования льготного пенсионного обеспечения через профессиональные пенсионные системы (ППС).

   Обязательный характер системы льготного накопительного пенсионного обеспечения предполагает наличие государственных гарантий и контроля за уплатой страховых взносов и выплатой пенсий. В результате возникают элементы дублирования функций ППС со стороны Пенсионного фонда России. Они могут привести к неоправданному возрастанию административных издержек.

   Докладчик отметил, что приоритетными направлениями корректировки Программы пенсионной реформы являются пересмотр подходов к реформированию государственных трудовых пенсий, финансируемых на распределительных принципах; изменение сроков внедрения накопительных элементов финансирования пенсий; пересмотр механизмов корректировки общеустановленного возраста выхода на пенсию и рассмотрение альтернативных подходов к реформированию системы досрочного выхода на пенсию.

   В качестве дополнительных мер по корректировке Программы пенсионной реформы автор предлагает рассмотреть возможность реализации альтернативных вариантов финансирования досрочного выхода на пенсию через систему страхования фактической утраты трудоспособности в льготном пенсионном возрасте. Подобное решение, по мнению автора, позволило бы существенно упростить механизм финансирования досрочных пенсий, а также резко сократить размеры страховых резервов и ставки дополнительных страховых взносов, необходимых для финансирования этих пенсий.

В.В.Новиков
КОНСТИТУЦИОННЫЕ ПРОБЛЕМЫ ЭКОНОМИЧЕСКИХ РЕФОРМ В РОССИИ

   Автор подчеркнул, что анализ роли Конституции в экономических преобразованиях в посткоммунистических странах показывает, что принятие новой конституции или временное сохранение старой не оказывает сильного и, тем более решающего, влияния на экономическое развитие этих стран.

   Докладчик отметил, что Конституция Российской Федерации 1993 года была принята в момент резкого ослабления консервативной части советской элиты. В это время вокруг Президента сгруппировалось немалое количество политиков, исповедующих либерально-демократические ценности. Именно данное соотношение сил предопределило содержание Конституции. Тем не менее, Конституция неоднородна, т.е. она содержит немалое количество статей, провозглашающих традиционные для советских конституций социальные гарантии.

   В настоящее время, по мнению автора, существует настоятельная необходимость выработки предложений по либеральной конституционной реформе. Автор считает, что некоторой корректировке должны подвергнуться статьи Конституции, касающиеся частной собственности, соотношения политического и экономического секторов, отношений Центра и регионов, бюджета, социальных гарантий, устойчивости национальной валюты и процедуры формирования парламента.

   Помимо внесения поправок в Основной закон, возможны и иные, более мягкие способы адаптации текста Конституции к реалиям сегодняшнего дня. К федеральным конституционным законам могут относиться не только законы, прямо упомянутые в качестве таковых в тексте Конституции 1993 года. Так, например, решения Конституционного суда Российской Федерации, по мнению ряда видных юристов, также являются источником права, в том числе и конституционного.

   Автор отметил, что выбор направления изменений, равно как и механизмов корректировки Конституции, в очень малой мере станет результатом сознательного выбора народа или законодателей. Он будет зависеть, по мнению автора, от особенностей развития реальных социальных сил (групп интересов), от динамики общественно-политической борьбы в посткоммунистической России.

   Докладчик указал, что в принципиальном плане склонен разделить мнение тех, кто предлагает не столько исправлять действующий Основной закон, сколько защищать его от опасностей чрезмерного произвольного вмешательства.

О.В. Кочеткова
ПРОБЛЕМА УСТОЙЧИВОСТИ ЭКОНОМИЧЕСКОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

    Одной из центральных проблем правового обеспечения реформ в условиях переходной экономики является стабильность формируемой нормативной базы.

   Радикальная социально-экономическая трансформация, по мнению автора, происходит в условиях острейшего противостояния мощных групп интересов при одновременном резком ослаблении государственной власти, ее институтов. Группы интересов имеют возможность непосредственно влиять на ход принятия решений, на ход выработки документов.

   Автор отмечает, что сфера нормотворчества, таким образом, оказывается ареной острой политической и административной борьбы за реализацию принятого решения.

   В связи с этим автором предлагается гипотеза: принятие нереализуемых или быстро отменяемых документов является естественным индикатором политической нестабильности. Как показали наблюдения, периоды экономической и политической нестабильности примерно совпадают во времени с периодами принятия нормативных документов с короткими сроками действия.

   По мнению автора, устойчивость экономического законодательства Российской Федерации находится под непосредственным влиянием текущих политических и\или социально-экономических факторов.

   Политическую слабость правительства, и, как следствие, принятие им необоснованных, а значит недолговечных и впоследствии отменяемых решений, обусловливают политические и экономические факторы.

   Автор считает, что к числу важнейших политических событий относятся: кадровые перестановки в высших эшелонах власти; массовые акции протеста трудящихся; заключение соглашений, предусматривающих получение внешних заимствований; принятие законов о бюджете Российской Федерации; различного рода экстремальные ситуации, оказывающие (или имеющие все основания оказать) влияние на политическую жизнь России в целом.

   Среди экономических факторов автор выделяет: индекс потребительских цен; индекс физического объема промышленного производства; реальная начисленная среднемесячная заработная плата; задолженность по заработной плате; денежная база (М0); денежная масса (М2); доходы и расходы консолидированного бюджета РФ; дефицит бюджета; использование денежных доходов населения на покупку иностранной валюты; численность безработных.

   Проведенный анализ показал, что на длительность периода действия постановлений и распоряжений правительства и федеральных органов исполнительной власти большее влияние оказывают не чисто экономические факторы, а политические и социальные, например, количество забастовок.

   Автор указывает, что в результате исследования был сделан следующий вывод. Политическая ситуация в стране, в особенности кадровые перестановки и изменения существующих финансовых, в основном кредитных, потоков, оказывает преобладающее влияние на устойчивость нормотворческого процесса в России. Стабильная политическая ситуация вызывает сокращение числа принятых неустойчивых постановлений, распоряжений и рост отмены ранее принятых документов (как исправление предыдущих законодательных ошибок.

НАУЧНЫЕ ПРОЕКТЫ

Содержание

   С июня 1999 г. по заказу Всемирного банка и Некоммерческого фонда рекструктуризации предприятий и развития финансовых учреждений Институт экономики переходного периода работает над проектом “Оценка экономической эффективности пилотного проекта содействия переселению нетрудоспособного и безработного населения из районов Крайнего Севера и проработка финансовых аспектов планов местного развития в пилотных регионах”.

   Целью проводимых ИЭПП в рамках данной тематики научно-исследовательских работ является разработка рекомендаций по обеспечению максимальной финансово-экономической эффективности пилотного проекта содействия переселению населения из районов Крайнего Севера.

   Разработка рекомендаций предполагает:

   - выработку подходов, при которых возможно получение максимального и устойчивого экономического эффекта от процесса миграции;

   - содействие разработке наиболее экономичных схем организации содействия миграции;

   - анализ местных и региональных бюджетов, проработка финансовых аспектов планов местного развития в контексте задач их рационализации в пилотных площадках.

   Первый этап работы включает анализ экономических последствий процесса миграции в выбранных пилотных площадках, оценку экономической эффективности пилотного проекта, в том числе таких его элементов, как содействие миграции, консолидация жилищно-коммунальной и социальной инфраструктуры.

   В основу проводимых исследований положены базовые методики и выводы, полученные ИЭПП в 1998 г. в рамках проекта “Комплексный анализ социально-экономических и финансовых аспектов миграции населения из северных регионов России”. Кроме того, использованы результаты полевых исследований, проведенных летом 1999г. в Республике Коми (г. Воркута), Магаданской области (Сусуманский район) и Норильском промышленном районе.

   Для выбранных пилотных площадок проведен анализ бюджетных доходов и расходов, а также действий местной администрации по оздоровлению бюджета.

______________________________________________________________________________

   В апреле 1999 года специалисты Института экономики переходного периода выиграли конкурс, который проводился Бюро экономического анализа, за право оказывать консультационные услуги Министерству финансов РФ при подготовке проекта закона о федеральном бюджете Российской Федерации на 2000 год. ИЭПП были предоставлены гранты, финансируемые Правительством Японии на проведение работ по проектам “Разработка бюджетных нормативов и методики оценки межрегиональных различий в обоснованных бюджетных потребностях субъектов Российской Федерации”, “Разработка методики распределения финансовой помощи субъектам Российской Федерации на 2000 г.”

   Основной задачей рабочих групп, образованных из сотрудников ИЭПП с участием экспертов Университета штата Джорджия, была разработка системы региональных нормативов бюджетного финансирования, применяемых при распределении федеральной финансовой помощи субъектам Российской Федерации, методики оценки налогового потенциала субъектов Федерации, а также усовершенствование методики распределения Фонда финансовой поддержки регионов. В обязанности экспертов входило оказание технического содействия работникам Министерства финансов при подготовке законопроекта о федеральном бюджете на 2000 год.

   Результатами проведенного исследования являются: предложенный Министерству финансов набор альтернативных вариантов количественной оценки межрегиональных различий в стоимости оказания государственных услуг в Российской Федерации, а также несколько вариантов методик оценки налогового потенциала российских территорий.

   Ряд предложений ИЭПП к проекту закона о федеральном бюджете Российской Федерации был учтен в методике расчета валовых налоговых ресурсов субъектов Федерации и в методике распределения трансфертов из Фонда финансовой поддержки регионов (ФФПР). Так, в законопроекте, представленном на рассмотрение Государственной Думы, региональный налоговый потенциал (валовые налоговые ресурсы) субъектов Федерации предполагается рассчитывать на основании усреднения доли налоговых изъятий в добавленной стоимости основных отраслей экономики по регионам, распределение трансфертов из ФФПР в целях устранения дестимулирующего эффекта действовавшей в 1999 году методики было решено осуществлять в два этапа (на первом этапе происходит выделение финансовой помощи высокодотационным регионам, а на втором – финансирование субъектов Федерации, налоговый потенциал которых ниже среднероссийского уровня), а величина трансфертов регионам в 2000 году будет фиксироваться в бюджете в абсолютной сумме, а не в виде доли в ФФПР, как это практиковалось в предыдущие годы.

   В силу ряда причин Министерством финансов не было принято предложение ИЭПП о внедрении объективных правил расчета региональных расходных нормативов и налогового потенциала, построенных на основе эконометрических методов.

   В настоящее время при прохождении проекта закона о федеральном бюджете в Государственной Думе и Совете Федерации продолжается работа по оказанию содействия Министерству финансов РФ в области межбюджетных отношений.

______________________________________________________________________________

   Институтом проводится большая работа для Федеральной дорожной службы России, в ходе этой работы была проанализирована система финансирования дорожного хозяйства, обсуждалась целесообразность существования дорожных фондов. Обзор применяемой в мире практики финансирования расходов на дорожное хозяйство проводился с разбивкой по основным видам налогов и платежей. Для анализа потребности рыночной экономики в развитых дорожных сетях была построена эконометрическая модель, в которой в качестве зависимой переменной используется показатель ВНП на душу населения по 120 странам, а в качестве независимой – общая протяженность дорог, по видам покрытия.

   В работе с Федеральной дорожной службой России проводилась оценка предложений по созданию системы платных автодорог. Разработаны рекомендации по разграничению полномочий по управлению федеральными автомобильными дорогами между Федеральной дорожной службой России, органами управления автомобильными дорогами субъектов Российской Федерации, федеральными дирекциями, региональными дирекциями, дорожными предприятиями. Предлагаются несколько вариантов организации управления федеральными автомобильными дорогами. Определены основные принципы формирования федеральной службы содержания автомобильных дорог. Разрабатывается план мероприятий по совершенствованию системы управления дорожным хозяйством, проекты законодательных актов в области развития дорожного хозяйства.

______________________________________________________________________________

   В работе с ООО “БАТ - ЯВА” был представлен обзор состояния российского табачного рынка, в том числе проанализирована динамика развития рынка, изменения соотношения импорта и местного производства в различных ценовых сегментах рынка; особое внимание уделено проблемам финансового состояния табачной промышленности.

   Проанализирована существующая система налогообложения табачной продукции. В ходе работы подробно рассмотрены вопросы объемов и структуры налоговых платежей предприятий табачной промышленности. Также дан обзор законодательной базы по косвенному налогообложению табачной продукции, где специальные параграфы посвящены проблемам взимания импортных пошлин, налога на добавленную стоимость, подробно проанализирована система классификации по ГОСТ при акцизном налогообложении. Кроме того, рассмотрена структура розничной цены табачных изделий, в том числе соотношение акцизного налога и НДС в розничной цене табачных изделий каждой ценовой категории. Отдельно представлены материалы по применению акцизного налогообложения при внешнеторговых операциях со странами как дальнего, так и ближнего зарубежья.

   В настоящее время разрабатываются предложения по совершенствованию механизма акцизного налогообложения продукции табачной промышленности, которые включают такие аспекты как: оценка возможностей сбора НДС на уровне производителя и возможностей перехода к системе рекомендуемых розничных цен; разработка поправок в законодательство и проектов нормативных актов по акцизному налогообложению табачной промышленности.

______________________________________________________________________________

   В работе для Калининградской области рассмотрены проблемы соотношения доходной и расходной частей консолидированного бюджета области, взаимодействия бюджетов разного уровня, система трансфертов и распределения налогов. Разрабатываются предложения по оптимизации межбюджетных отношений, в том числе с федеральным центром и муниципальными образованиями, а также представлен проект методики расчета трансфертов. Проанализирована областная налоговая система, выявлены источники финансирования дефицита бюджета и предложены направления совершенствования налоговой системы.

   Важная часть работы посвящена развитию локальных свободных экономических зон. Проведена экспертиза Закона “О локальных свободных экономических зонах в Калининградской области” и разработаны предложения по его совершенствованию. В настоящее время разрабатываются методические указания по подготовке проектов создания и развития локальных СЭЗ, типовой договор между резидентом локальной СЭЗ и администрацией области, проект типового положения о локальной СЭЗ.

   Отдельно рассматривается программа привлечения иностранных инвестиций в область. При этом разрабатываются нормативные документы по защите прав инвесторов, а также предложения по совершенствованию местного законодательства с целью стимулирования притока инвестиций. Предлагаемый пакет будет содержать конкретные документы и материалы по пилотным проектам создания локальных свободных экономических зон, методы оценки эффективности формирования локальных СЭЗ, а также предложения по системе управления локальной СЭЗ, льготам и преференциям, предоставляемым ее участникам, по характеру взаимоотношений администрации локальной СЭЗ с органами местного самоуправления.

______________________________________________________________________________

   Институт в рамках проекта TACIS разрабатывает программы стратегического развития трех городов - Вологда, Сочи, Калининград.

   Муниципальные и региональные власти не всегда уделяют должное внимание проблеме экономического развития на местном уровне: они стараются удержать на плаву крупные несостоятельные предприятия и в то же время часто отказывают в поддержке малым предприятиям и иностранным компаниям.

   Большие проблемы имеются в бюджетной сфере изучаемых экономических систем в этих регионах, требуется рационализация доходов и расходов бюджетов, сокращение неэффективных затрат, повышение прозрачности бюджетного процесса.

   Опыт других стран свидетельствует о том, что сознательный выбор стратегии экономического развития может сыграть положительную роль в проведении более быстрой и эффективной перестройки экономики. В то же время ясно, что исходной посылкой любой экономической стратегии должна быть ориентация на развитие рыночных отношений и использование преимуществ рыночной экономики в развитии инновационных процессов и эффективном распределении финансовых средств. Это требует разработки дифференцированных инструментов экономической политики для администраций разных территориальных уровней.

______________________________________________________________________________

   Важным результатом первого этапа научных исследований явился практический выход результатов научных исследований. Для этого были подготовлены предложения по экономической политике. Их разработка, обсуждение и доработка проводились совместно с американскими экспертами. После внесения поправок и замечаний предложения по экономической политике были направлены в Министерство по налогам и сборам, Министерство экономики, Министерство финансов и Администрацию Президента РФ.

   Конференция (30 июня – 2 июля 1999) подвела итог первому этапу научных исследований, проводимых сотрудниками Института в рамках гранта, предоставленного АМР США и положила начало второму этапу работы, который явится естественным продолжением исследований по разработанным на первом этапе темам. В новый этап включены такие новые темы, как:

   Подготовка проекта Земельного кодекса;

   Разработка пакета законопроектов, направленных на борьбу с коррупцией (закон об административных процедурах, о лицензировании, о регистрации) и усовершенствование судебной защиты прав граждан и юридических лиц (поправки в гражданско-процессуальный кодекс, в арбитражно-процессуальный кодекс, в закон об исполнительном производстве);

   Структурные изменения в российской промышленности (индекс структурных изменений, динамика показателей замкнутости экономики), динамика и процессы переложения налогов, оценка налогового потенциала территорий;

   Макроэкономический анализ неплатежей и их отраслевая структура в российской экономике (динамика общего объема и структуры дебиторской и просроченной дебиторской, кредиторской и просроченной кредиторской задолженности, факторы динамики, соотношение и взаимосвязь взаимных неплатежей предприятий, налоговой недоимки, и показателей платежного баланса);

   Микроэкономический анализ финансового поведения предприятий, включая проблемы неплатежей на примере экономики региона;

   Подготовка и проведение опроса предприятий по проблемам финансового поведения предприятий и корпоративного управления;

   Сравнительный анализ экономической политики российских регионов (включая создание баз данных);

   Проблемы реформирования и регулирования отраслей естественных монополий.

   Будут углублены и расширены исследования по редактированию статей Налогового кодекса. В этой области будет проведена работы по вопросам прав и ответственности налогоплательщиков и налоговых органов, определению местонахождения налогоплательщиков, установлению контроля за взаимосвязанными налогоплательщиками и трансфертному ценообразованию. Также будет продолжена работа по редактированию Бюджетного кодекса. Это направление включает вопросы разработки, утверждения, исполнения и контроля за исполнением государственного бюджета, межрегиональные трансферты, муниципальные финансы в бюджетной системе России.

НОВОСТИ

Содержание

   В 1997 году Институтом экономики переходного периода был учрежден Институт современной экономики (ИСЭ). ИСЭ – это некоммерческая организация в системе высшего и дополнительного профессионального образования, созданная для обучения и повышения квалификации специалистов в области экономики.

   За прошедший период силами ИСЭ был организован “Либеральный лекторий”, в котором на некоммерческой основе ведутся занятия по проблемам истории и философии либерализма, формированию основных демократических институтов, современным вопросам экономики.

   В настоящее время в Институте современной экономики представлен достаточно широкий спектр специальностей экономического направления, проводится подготовка журналистов по стандартам высшего образования с экономической и языковой специализацией, повышение квалификации главных бухгалтеров предприятий.

   В мае-августе 1999 г. силами Института при поддержке Фонда Евразия, за счет средств Агентства по международному развитию США было организовано краткосрочное повышение квалификации журналистов региональных СМИ в области современной экономики. Обучение прошли 42 человека из различных городов России: Архангельск, Вологда, Мурманск, Санкт-Петербург, Томск, Рязань, Тверь, Тула, Ярославль.

   Занятия проводили ведущие экономисты ИЭПП, специализирующиеся на проблемах переходных процессов в экономике, а также журналисты известных московских изданий, пищущие на экономические темы. Основная тематика семинаров, проведенных в рамках проекта включала такие актуальные вопросы как:

   - Региональная экономическая политика и межбюджетные отношения в России;

   - Типы рыночных структур: конкуренция и монополия;

   - Приватизация и корпоративное управление;

   - Макроэкономика переходного периода;

   - Финансово-инвестиционная и промышленная политика государства;

   - Контроль над ценами;

   - Бюджет и государственный долг;

   - Занятость, безработица и инфляция; и.т.д.

 

   Адрес: 103918, г. Москва, Газетный пер., 5
   Телефон: (095) 229-9464, 229-7671
   Факс: (095) 229-6728, 229-7671

Обновляемая странице в Интернет: http://www.iet.ru/

ПУБЛИКАЦИИ

Содержание

   В новой брошюре профессора Е. Гайдара “Наследие социалистической экономики: макро- и микроэкономические последствия мягких бюджетных отношений” (Научные труды № 13Р, Москва: Институт экономики переходного периода, 1999, 53 С.) анализируются причины затянувшегося экономического спада в целом ряде переходных экономик, в первую очередь - в России.

   Особое внимание в работе уделяется анализу взаимосвязи жесткости проводимой финансовой политики, скорости финансовой и денежной стабилизации и адаптации промышленных предприятий к работе в рыночных условиях.

   Автор рассматривает проблемы жесткости бюджетных ограничений предприятий в контексте последовательного осуществления радикальных экономических преобразований. Резкое падение производства и сокращение реальной денежной массы в постсоциалистических странах вызвали неодинаковую реакцию властей.

   Там, где правительства смогли противопоставить монетаризм популизму, темпы инфляции снизились, спрос на национальные деньги возрос, производство начало увеличиваться.

   В тех странах, где происходило ослабление денежной политики, правительство пыталось поддержать производство, процесс дезинфляции оказывался более растянутым во времени, структурная перестройка была затруднена, предприятия медленно приспосабливались к рыночным условиям. В результате страны переживали кризис неплатежей, бартеризацию экономики, ухудшение сбора налогов.

______________________________________________________________________________

   Работа С. Дробышевского “Обзор современной теории временной структуры процентных ставок. Основные гипотезы и модели”(Москва, 1999: Институт экономики переходного периода, Научные труды № 14Р, ) посвящена обзору современной теории временной структуры процентных ставок.

   В брошюре представлены основные гипотезы, объясняющие временную структуру (гипотезы ожиданий, предпочтения ликвидности, а также гипотезы об изменяющейся во времени премии за срок, сегментации рынков и “предпочитаемой” среды). Приведен краткий обзор их эмпирических проверок.

   Модели временной структуры автор относит к четырем классам:

   - макроэкономические подходы;
   - факторные стохастические модели;
   - стохастические модели;
   - модели с отсутствием арбитража.

   В приложении даны основные положения теории стохастических процессов, используемых в стохастических моделях временной структуры.

   Рассматриваемая тема включает в себя множество исследований, широко используемых как при теоретическом анализе финансовых рынков, так и при практической работе на рынках срочных и производных финансовых инструментов.

______________________________________________________________________________

   В книге А.Радыгина, Р. Энтова “Институциональные проблемы развития корпоративного сектора: собственность, контроль, рынок ценных бумаг”( Научные труды № 12Р, Москва: Институт экономики переходного периода, 1999, 271 С.), рассматриваются проблемы влияния формирующейся системы прав собственности и модели корпоративного управления на развитие приватизированных субъектов хозяйствования и экономики в целом.

   По мнению авторов, принципиальное значение для функционирования рыночной экономики имеет ясная определенность прав собственности и наличие отлаженного механизма корпоративного контроля.

   Слабый механизм корпоративного контроля, особенно в коммерческих банках, препятствует созданию эффективной финансовой системы и тормозит полноценное развитие рынка ценных бумаг. Отсутствие четких экономических и правовых границ между государственной и частной собственностью приводит к параличу инвестиционной активности корпораций.

   В первой части книги проводится анализ существующих теоретических подходов к проблемам собственности. Также дается обзор различных схем приватизации как фактора формирования модели корпоративного контроля и краткая характеристика рынков собственности и контроля в России.

   Вторая часть работы посвящена исследованию проблем формирования национальной модели корпоративного управления в контексте защиты интересов и прав акционеров.

   Этапы и особенности развития рынка корпоративных ценных бумаг в 90-х годах рассматриваются в третьей части. Значительное внимание уделяется системе регулирования и инфраструктуре данного сегмента фондового рынка, влиянию на него финансового кризиса.

   Результаты проведенного авторами исследования могут найти практическое применение при подготовке нормативно-правовых документов по государственному регулированию защиты прав инвесторов, а также при разработке программ экономических реформ в России.

______________________________________________________________________________

   Сборник работ И.Колосницына, М.Дмитриева, А.Столярова и др. “Реформирование некоторых отраслей социальной сферы России”, (Научные труды № 11Р, Москва: Институт экономики переходного периода, 283С.) содержит исследование проблем и предложения по реформированию пенсионной системы, системы образования и медицинского страхования.

   В Главе 1 “Финансовые социальные обязательства государства на современном этапе” рассматриваются направления и механизмы реформирования системы социальных обязательств государства, приводятся примеры оценки финансовых последствий социальных обязательств государства, высказываются предложения по реформированию некоторых социальных гарантий.

   Глава 2 “Реформирование пенсионной системы России” посвящена исследованию текущих проблем осуществления преобразований в данной области социальной сферы. Здесь изложены конкретные предложения по корректировке Программы пенсионной реформы с учетом последствий финансово-экономического кризиса.

   В Приложении к главе 2 собран богатый статистический материал. Эти данные подтверждают актуарный прогноз финансового состояния пенсионной системы при реализации предлагаемых мер в области пенсионной реформы.

   Необходимость реформы российской системы образования очевидна. Однако не все предлагаемые варианты ее проведения соответствуют возможностям государства. В связи с этим весьма актуальны теоретические основы оценки осуществимости мер и анализ предложений по совершенствованию сферы образования, изложенные в Главе 3 “Реформирование системы образования в России”.

   Динамика развития сферы профессионального образования с 1995 г. по 1998 г. (Приложение к Главе 3) показывает, что отсутствие в ближайшем будущем стабильного финансирования системы образования приведет к снижению уровня образования населения и ликвидации большинства образовательных учреждений.

   По мнению авторов, важной проблемой, не нашедшей решения в действующем законодательстве, является проблема обеспечения сбалансированности гарантируемых гражданам объемов медицинской помощи в системе обязательного медицинского страхования и величины финансовых ресурсов, необходимых для реализации данных гарантий.

   Именно по этой причине в Главе 4 “Становление обязательного медицинского страхования в России” рассматриваются вопросы финансового обеспечения государственных гарантий предоставления населению медицинской помощи, анализируются институциональные условия эффективности деятельности страховщиков.

   По результатам проведенного исследования авторы предлагают внести существенные изменения в действующий Закон “Об обязательном медицинском страховании граждан в Российской Федерации” (Приложение к Главе 4).

______________________________________________________________________________

   В сборнике В.Мау, О.Кочетковой, Т.Хохловой “Некоторые политэкономические проблемы современной России”(Научные труды № 15Р, Москва: Институт экономики переходного периода, 99 С.) собраны статьи и исследования ведущих сотрудников Института.

   Предметом статьи В. Мау “Экономические проблемы в Конституции РФ: направления возможного уточнения и доработки” является анализ возможных поправок к Основному закону, имеющих отношение к правовому обеспечению социально-экономических процессов посткоммунистического российского общества.

   По мнению О. Кочетковой, высказанному в статье “Проблема устойчивости экономического законодательства”, решение проблемы правового обеспечения реформ невозможно без стабильности формируемой нормативной базы. (Основные тезисы изложены в разделе “Доклады”).

   Накануне парламентских и президентских выборов 1999-2000 годов исследование О. Кочетковой “Экономические факторы электорального поведения (Опыт России 1995-1996 годов)” приобретает особое значение. На основе тщательного анализа предыдущих выборов в Государственную Думу в декабре 1995 г. и Президента России – в июне 1996 г. автор приходит к выводу, что на поведение электората и, следовательно, на результаты голосования оказывают влияние уровень и перспективы социального и экономического развития того или иного региона.

   Эту тему продолжает работа Т. Хохловой “Анализ уровней недовольства населения условиями жизни”, Автор высказывает мысль о том, что причиной участия в забастовках индивидума является не столько его реальное финансовое положение, сколько пессимистическое видение будущего.

______________________________________________________________________________

   Сборник работ В.Ступина, Т.Хохловой, А.Шадрина, В.Новикова, М.Давыдовской “Государственное регулирование экономики: опыт пяти стран” (Научные труды № 16Р, Москва: Институт экономики переходного периода,199С.).

   Вопросы о том, что должно и не должно делать государство, какова его природа, а также где граница между обществом и государством, есть ли некий принцип, который позволил бы четко отделить первое от второго – всегда вызывали интерес.

   В течение последнего столетия функции государства значительно расширились. Усиление регулирующей роли государства позволило создать то, что принято называть развитой рыночной экономикой. Однако сегодня регулирование во все возрастающем масштабе не справляется с потребностями современных обществ. Это заставило элиты подавляющего большинства индустриально развитых стран осознать необходимость реформ систем регулирования.

   В сборнике рассмотрены основные направления перестройки государственного регулирования на примере США, Франции, Новой Зеландии, Чили, Болгарии.

   Авторы выделяют основные факторы и причины изменения уровня регулирования национальных экономик названных стран.

   На основании приведенного анализа авторы определили основные направления изменения роли государства:

   - внедрение конкурентных механизмов в традиционных секторах государственной опеки: социальной сфере, отраслях инфраструктуры;

   - повышение гибкости структуры управления путем стимулирования участия в принятии решения всех заинтересованных сторон (органов исполнительной власти, общественных организаций, бизнеса) при сохранении за государством обязанности установления общих правил и норм;

   - повышение адресности государственных услуг на основании выделения приоритетных сфер влияния: групп населения, отраслей промышленности, секторов и сегментов рынка.

   Вышеназванные Сборники подготовлены по материалам исследовательского проекта ИЭПП, выполненного в рамках гранта, предоставленного Агентством международного развития США.

______________________________________________________________________________

   Исследовательским коллективом Института экономики переходного периода подготовлена к публикации на английском языке книга “Экономика переходного периода. Очерки экономической политики посткоммунистической России”. На русском языке она вышла в 1998 году.

   В центре внимания авторов - принципиально новый класс проблем, с которыми столкнулось мировое экономическое и политическое сообщество в конце ХХ столетия. Речь идет о посткоммунистической трансформации общества.

   Среди актуальных после крушения коммунизма социально-экономических проблем можно выделить три группы: проблемы либерализации и макроэкономической стабилизации; институциональные проблемы, то есть формирование развитой системы отношений частной собственности; и, наконец, возможности и перспективы экономического роста.

   В книге на основе опыта России 1990-х обсуждаются в основном первые две группы из перечисленных выше вопросов. Исследуются закономерность и неизбежность стагнации, кризиса и краха социализма, обосновывается необходимость и смысл рыночных реформ в России после распада Советского Союза.

   Рассматривается набор экономико-политических проблем, которые встают перед страной, выходящей из коммунизма, альтернативные варианты решения этих проблем, причины выбора тех или иных вариантов и, наконец, последствия их реализации.

   Выводы, которые делают авторы научного труда, основаны на анализе обширного массива статистической информации.

  “Экономика переходного периода”, предназначенная для англоязычного читателя, несколько отличается от издания на русском языке: незначительно уменьшен объем фактологического материала и включена новая глава, в которой анализируются основные факторы и последствия финансового кризиса, разразившегося в России в августе 1998 года.

ОБЪЯВЛЕНИЯ

Содержание

КОНКУРС

Институт экономики переходного периода объявляет Конкурс на замещение вакантных должностей научных сотрудников: младших научных сотрудников, научных сотрудников, старших и ведущих научных сотрудников по научным направлениям:

Макроэкономика;

Социально-экономические исследования;

Исследования реального сектора;

Политическая экономия.

К Конкурсу приглашаются лица с высшим экономическим образованием, имеющие научные труды и опыт работы по избранной тематике.

Выпускники высших учебных заведений, получившие опыт работы в период обучения, допускаются к Конкурсу на должность младшего научного сотрудника без предъявления требований к стажу работы.

К Конкурсу на должности ведущего научного сотрудника допускаются претенденты, имеющие ученые степени доктора или кандидата экономических наук.

Заявления на Конкурс подаются на имя директора Института.

Претенденты могут ознакомиться с условиями конкурсного отбора и заключения контракта в Ученом Совете Института.

Адрес: 103918, Москва, Газетный пер., 5
Факс: (095) 203-8816
Контактный телефон Ученого Совета: (095) 220-5565

АСПИРАНТУРА

Объявляет очередной прием по специальностям:

08 00 01 “Политическая экономика”

08 00 05 “Экономика и управление народным хозяйством”

В аспирантуру принимаются лица, имеющие законченное высшее образование.

Срок обучения в очной аспирантуре – 3 года, в заочной – 4 года.

Поступающие в аспирантуру проходят собеседование. Сдают вступительные экзамены по специальности, философии и иностранному языку.

Формы обучения в аспирантуре:

- Платная;

- Бесплатная;

- С выплатой стипендии;

- Целевая, для поступления в которую прилагается письмо-заявка в целевую аспирантуру с указанием стипендии и оплаты обучения от учреждения, направляющего в аспирантуру.

Прием документов с 15 сентября по 25 октября 1999 г.

Вступительные экзамены проводятся в ноябре 1999 г.

Отделение слушателей предназначено для тех, кто хочет повысить профессиональный уровень и получить современное послевузовское экономическое образование, но не нацелен на написание кандидатской диссертации и получение степени кандидата наук.

Курс обучения на отделении слушателей тот же, что и на отделение аспирантуры.

Поступившие на отделение слушателей приобретают право сдавать кандидатские экзамены наряду с аспирантами.

Обучение на отделении слушателей платное.

Продолжительность обучения – три года.

После окончания курса обучения выдается сертификат аспирантуры Института о прохождении курса обучения в аспирантуре.

Отсрочка от армии на отделении слушателей не предоставляется.


© 1999 ИЭПП