ИНСТИТУТ  ЭКОНОМИКИ   ПЕРЕХОДНОГО  ПЕРИОДА

№ 10 2002 г.

В НОМЕРЕ:

1

Научные проекты

2

Конференции
3 Публикации
4 Защита диссертаций

 

НАУЧНЫЕ ПРОЕКТЫ

Содержание

ЧЕТВЕРТЫЙ ЭТАП ИССЛЕДОВАНИЙ ПО ГРАНТУ АМР США

   В сентябре 2001 г. начался очередной, четвертый этап сотрудничества Института экономики переходного периода с Агентством международного развития (АМР) США. На этом этапе проводятся исследования по направлениям, имеющим научное и прикладное значение, таким как макроэкономика, корпоративное управление, политическая экономия, социальная экономика, реальный сектор экономики.

   Важным направлением деятельности ИЭПП остается консультационная работа его научных сотрудников, проводимая для российских министерств и ведомств, среди которых следует особо отметить Министерство финансов и Министерство экономического развития и торговли.

   В рамках гранта АМР ведется большая издательская деятельность, научные работы переводятся на английский язык. Кроме того, организуются семинары с участием ведущих российских и зарубежных ученых.

   Научные разработки Института излагаются и обсуждаются в ходе заграничных поездок сотрудников на международные экономические форумы, таким образом, результаты научных исследований ИЭПП распространяются среди западных экономистов.

   Ниже представлены работы, подготовленные сотрудниками Института в рамках четвертого этапа сотрудничества с АМР США (все они размещены на сайте ИЭПП www.iet.ru).

______________________________________________________________________________

   Внутренние аспекты денежно-кредитной политики России
   Дробышевский С., Козловская А.
http://www.iet.ru/papers/45/index.htm

   Авторы считают, что ввиду малого количества наблюдений детальный анализ взаимодействия денежной политики и реального сектора экономики не проводился и что в настоящее время назрела необходимость, а также появилась возможность более глубокого изучения различных аспектов денежно-кредитной политики, проводимой ЦБ РФ. Возможность такого анализа определяется наличием длинного (более 100 наблюдений) ряда месячных значений показателей на всем периоде наблюдений с 1992 г. по 2001 г., а также относительно достаточного числа наблюдений после кризиса августа 1998 г. (более 30). Полученные на данных выборках результаты являются весьма надежными и могут быть использованы при формулировании целей и задач денежных властей на современном этапе.

   Изучение спроса на деньги построено на традиционном в наших исследованиях монетарном подходе, предполагающем зависимость динамики цен от темпов роста денежного предложения. Авторы направленно расширили период наблюдений (в частности, включили данные за три года после кризиса 1998 г.) и отошли от структурного моделирования уравнения динамики индекса потребительских цен. Они использовали коинтеграционный анализ и векторные авторегрессионные модели с коррекцией ошибок, что позволило перейти к рассмотрению динамических изменений спроса на деньги при денежных и реальных шоках с учетом краткосрочных и долгосрочных эффектов. Анализ охватил весь период наблюдений (1992–2001 гг.), так и на три подпериода, выбранные с учетом качественных изменений в характере спроса на деньги (1992-1995 гг., 1995-1998 гг. и 1998-2001 гг.).

   Значительная часть работы посвящена проверке гипотез, касающихся стабильности спроса на деньги на протяжении последних 10 лет. В частности, рассмотрены гипотезы о случайном характере связи между темпами роста цен и денежного предложения, а также возможности существования двух режимов спроса на деньги – при высоких и низких темпах инфляции. Авторы предприняли попытку построения системы уравнений, описывающих процесс установления равновесия на денежном рынке между предложением денег и спросом на кассовые остатки.

   Представленный анализ характера и каналов влияния денег на реальный выпуск, а также раскрытие неявных целей в политике ЦБ РФ являются, по сути, первыми исследованиями такого рода в России.

   Вопрос о наличии и характере влияния денег и цен на реальный сектор экономики остается ключевым в дискуссии о роли Банка России и Правительства РФ при проведении экономической политики, направленной на обеспечение реального роста экономики России. Поддержание выпуска в реальном секторе за счет увеличения предложения денег, равно как и стимулирование развития отдельных отраслей через повышение относительных цен (приводящее, в конечном итоге, и к общему росту уровня цен) часто представляются привлекательными альтернативами, однако до настоящего времени характер предполагаемых взаимодействий остается неизученным.

   В работе основное внимание уделено анализу краткосрочного взаимодействия между деньгами, ценами и реальным выпуском, а также рассмотрению возможности существования различных каналов влияния денежно-кредитной политики на экономику. Последнее представляется особенно важным при выборе инструментов и механизмов стимулирования реального роста с помощью средств денежно-кредитной политики.

   Анализ неявных целей ЦБ РФ при проведении денежно-кредитной политики имел своей целью определить наиболее вероятные макроэкономические показатели, изменения которых являлись определяющими для Банка России при осуществлении операций на открытом рынке (рынок государственных ценных бумаг, валютный рынок или рынок межбанковских кредитов) с целью приведения к равенству фактических и целевых значений рассматриваемых показателей.

   В работе помимо эконометрических расчетов содержится обзор современных взглядов на рассматриваемые проблемы денежно-кредитной политики, а также описание методологических подходов к эмпирическому анализу.

   На основе полученных эконометрических результатов сделаны рекомендации, касающиеся денежно-кредитной и валютной политики ЦБ РФ в краткосрочной перспективе, и обозначены проблемы, которые могут возникнуть при ее реализации.

______________________________________________________________________________

   Внешние факторы денежно-кредитной политики России
   Кадочников П.

   Сложившаяся в настоящее время в России ситуация накладывает определенные ограничения на проведение валютной и денежно-кредитной политики. Высокие цены на нефть обусловливают положительное текущее сальдо платежного баланса, вызванное значительным превышением экспорта над импортом. Обязательная продажа части валютной выручки при отсутствии инструментов для операций на открытом рынке приводит к росту денежного предложения, создавая монетарные предпосылки для инфляции и вызывая укрепление реального обменного курса. Одновременно с этим высокие доходы бюджетной системы приводят к накоплению профицита федерального и консолидированного бюджета РФ на счетах в Казначействе ЦБ РФ, которые затем либо используются на погашение внешнего долга, либо аккумулируются на счетах, стерилизуя увеличение денежной базы при покупке валюты ЦБ РФ.

   Данная работа посвящена анализу возможных вариантов проведения интервенционной политики, а также проверке некоторых гипотез динамики внешнеторговых показателей, показателей валютной и денежно-кредитной политики, а также оценке возможностей для стерилизации увеличения денежного предложения при помощи накопления остатков на счетах органов государственного управления в Казначействе ЦБ РФ.

   Проведенный в работе качественный и количественный анализ динамики основных показателей платежного баланса, валютного рынка и денежно-кредитной политики показал, что, несмотря на ограниченные возможности для стерилизации увеличения денежного предложения при накоплении золотовалютных резервов Центральным банком РФ, стерилизация в значительной мере осуществлялась – прирост резервов (в рублях) был существенно выше увеличения денежной базы. При этом та часть интервенций, которая была стерилизована, то есть не приводила к увеличению денежной базы, в значительной степени соответствует колебаниям остатков на счетах бюджетной системы в органах денежно-кредитного регулирования (Казначействе ЦБ РФ). Это означает, что наблюдаемый вместе с ростом цен на нефть рост экспорта и увеличение золотовалютных резервов сопровождалось ростом доходов бюджетной системы и накоплением профицита, который не в полной, но в значительной мере позволял стерилизовать покупку валюты Центральным банком РФ. Та часть интервенций, которая не была стерилизована, приводила к увеличению денежной базы, создавая монетарные предпосылки для инфляции. Это, в свою очередь, при медленно меняющемся значении номинального обменного курса приводило к укреплению реального обменного курса, стимулируя рост импорта и снижение чистого притока валюты в страну за счет внешней торговли.

   Оценки взаимосвязи между номинальным обменным курсом и резервами Центрального банка РФ показывают, что, накапливая резервы при наблюдаемой тенденции укрепления номинального курса рубля, Центральный банк ограничивал колебания обменного курса, погашая избыточный спрос или выкупая избыточное предложение валюты, поддерживая относительно стабильный обменный курс и не стремясь получить спекулятивную прибыль за счет колебаний курса.

______________________________________________________________________________

   Проблемы построения производственных функций в российской переходной экономике
   Бессонов В.

http://www.iet.ru/usaid/funkzi/index.htm

   В работе проводится исследование агрегированной модели экономического роста, составной частью которой является производственная функция, связывающая выпуск с объемами основных фондов, затратами труда и, возможно, с иными факторами производства. Односекторные модели такого рода используются в качестве инструмента, применяемого как для построения прогнозов экономики на горизонты прогнозирования, превышающие достижимые с использованием моделей временных рядов, которые базируются на экстраполяции существующих тенденций, так и для проведения ретроспективного анализа процессов на макроуровне экономики.

   Аппарат производственных функций достаточно хорошо разработан для развитых рыночных экономик, по этой теме существует обширная литература. Вместе с тем, условия переходной экономики (а до этого - и условия плановой экономики) привносят существенную специфику в область построения производственных функций. Например, в переходной экономике проблематичным является даже получение сколько-нибудь достоверных данных о затратах факторов производства - фондов и труда, причем эти проблемы упираются не только в технические трудности, но в еще большей мере - в принципиальные. Проблема состоит в том, что в переходной экономике затруднительно, а зачастую и невозможно, дать рыночную оценку производственных фондов.

   Похожие трудности возникают и с оценкой затрат труда в условиях эффекта “придерживания рабочей силы” (labor hoarding), когда работники учитываются по формальному признаку - официальному месту работы, а не по фактическим затратам труда. В условиях интенсивных структурных сдвигов, характерных для переходной экономики, сводные экономические индексы, которые используются при построении производственных функций, могут не содержать некоторой существенной информации о движении всей совокупности индивидуальных индексов. Это может порождать неоднозначность результатов. Вопросом также является, насколько уместно в переходной экономике (а до этого - в плановой) использовать именно эти факторы производства (фонды и труд) и именно ту функциональную форму, которую и представляет собой обычная производственная функция.

   В рыночной экономике этот выбор отнюдь не произволен и базируется на некотором теоретическом фундаменте, что, в свою очередь, позволяет определенным образом содержательно интерпретировать характеристики производственных функций (скажем, сопоставлять частную производную выпуска по труду с заработной платой). Однако вопрос о том, насколько этот теоретический базис адекватен переходной экономике, является дискуссионным. Это дает основания для использования в случае переходной экономики вместо понятия производственной функции более общего понятия производственной зависимости - функциональной зависимости, которая, например, может учитывать не только абсолютные величины, но и темпы роста, либо в ней может быть использован нетрадиционный набор факторов производства (вместо фондов могут быть использованы инвестиции).

______________________________________________________________________________

   Внешние и внутренние факторы развития реального сектора экономики России (топливно-сырьевой комплекс и электроэнергетика)
   Бобылев Ю., Дашкеев В., Изряднова О., Кадочников П., Полевой Д.

http://www.iet.ru/usaid/realrus/index.htm

   В данной работе анализируется ряд внешних и внутренних факторов, оказывающих, на взгляд авторов, наиболее сильное влияние на динамику реального сектора российской экономики и, таким образом, определяющих состояние российской экономики, государственного бюджета и платежного баланса страны. В частности, внимание авторов уделено движению цен на нефть и металлы на мировых рынках и изменениям тарифов на услуги естественных монополий.

   Авторами анализируется динамика мировых цен на нефть в 1990-2001 гг. и основные факторы, влияющие на изменение данного показателя. Среди влияющих факторов выделены темпы роста мировой экономики, климатические условия, уровень эффективности энергопотребляющих технологий, относительная конкурентоспособность других видов топлива, геолого-технологические факторы, государственная политика нефтедобывающих стран в отношении нефтяного сектора, прежде всего политика стран-членов ОПЕК по регулированию объемов добычи нефти, поведение нефтяных компаний, уровень промышленных запасов нефти, а также ряд факторов случайного характера. Также авторами проанализированы структурные характеристики мирового нефтяного рынка и действие основных влияющих факторов на мировые цены на нефть.

   В работе исследуется влияние мировых цен на нефтяную промышленность, отличающуюся наиболее высокой среди отраслей российского топливно-энергетического комплекса долей экспорта в производстве, анализируются факторы и тенденции развития нефтяного сектора экономики за последние десять лет. Авторы обосновывают вывод о том, что мировая цена на нефть в последние годы оказывает определяющее влияние на положение нефтяного сектора, динамику производства, прибыли и инвестиций в нефтяной промышленности.

   Мировые цены на сырьевые товары являются одним из наиболее значимых внешних факторов, определяющих состояние российской экономики, государственного бюджета и платежного баланса страны. Уровни мировых и внутренних цен на металлы и лесопродукцию находятся в тесной зависимости от общеэкономической ситуации и деловой активности. Кроме того, существенное влияние на уровень мировых цен оказывают и специфические особенности функционирования отраслей, связанные с цикличностью производства в металлургическом и лесопромышленном комплексах. Исследование тенденций и факторов, влияющих на ценообразование в металлургической и лесной отраслях, показало, что изменение внутренних цен металлопродукции с определенным временным лагом следует за динамикой мировых цен. Вместе с тем, ситуация последних лет показывает, что при сохранении ценовых конкурентных преимуществ и расширении внутреннего потребления российские производители довольно успешно адаптируются к колебаниям мирового рынка.

   Анализ отраслевой динамики показал, что решающее влияние на конкурентоспособность российской металлопродукции на мировом рынке оказывают изменения курса рубля и цен на потребляемые предприятиями отрасли ресурсы, в частности на продукцию и услуги естественных монополий.

   В работе приведены результаты оценки влияния повышения тарифов на электроэнергию на уровень цен и объем выпуска, в том числе на потребительские цены и цены на жилищно-коммунальные услуги. При проведении эконометрических оценок проверялось воздействие на уровень потребительских цен и цен на ЖКУ также со стороны тарифов на газ и железнодорожные грузовые перевозки и цен на автомобильный бензин.

   По результатам эконометрических оценок, тарифы на электроэнергию оказывают статистически значимое влияние на потребительские цены и цены на ЖКУ в течение всего рассматриваемого периода. Основными факторами, влияющими на динамику инфляции, являются темпы прироста номинального обменного курса доллара и денежной базы, взятые с лагом. Оценки моделей цен на жилищно-коммунальные услуги показали, что статистически значимое влияние на цены на ЖКУ оказывали тарифы на электроэнергию, газ и железнодорожные грузовые перевозки.

   Результаты оценки влияния повышения тарифов на цены производителей в экономике РФ свидетельствуют о том, что наибольшее влияние на цены производителей оказывают тарифы на электроэнергию: повышение тарифов приводит к увеличению цен производителей в топливной и химической промышленности, а также в машиностроении.

   Темпы роста цен на газ оказывают значимое положительное влияние на темпы роста цен производителей в топливной промышленности и цветной металлургии. Также следует отметить, что наблюдается значимое положительное влияние цен на автомобильный бензин на цены производителей во всех отраслях промышленности. Тарифы на грузовые железнодорожные перевозки оказывают положительное влияние на цены производителей в черной и цветной металлургии.

______________________________________________________________________________

   Дерегулирование российской экономики: механизм воспроизводства избыточного регулирования и институциональная поддержка конкуренции на товарных рынках
   Мау В., Жаворонков С., Шадрин А., Яновский К.

http://www.iet.ru/usaid/deregulation/deregulation.html

   Работа посвящена проблемам реформы государственного регулирования в России, их истокам и некоторым возможным направлениям решения.

   Авторами выдвинута гипотеза возникновения групп специальных интересов на базе сложившихся распределительных коалиций времен позднего социализма, а также предложено объяснение их дальнейших успехов и устойчивости воспроизводства избыточного регулирования на федеральном уровне. Механизм проиллюстрирован на примере сравнительно нового направления развития регуляционных процедур, связанного с принятием Федерального закона “О качестве и безопасности пищевых продуктов”, подзаконных федеральных и многочисленных региональных нормативных актов.

   В исследовании дан обзор процесса дебюрократизации российской экономики с критическим анализом уже принятых законов, обзор реформ в странах ОЭСР, прежде всего в США, по совершенствованию государственного управления, снятию избыточных регуляций, снижению административных барьеров.

   Авторами представлены подходы к верификации гипотез о стимулах избыточного регулирования, а также показано наличие статистически надежной связи между способностью главы исполнительной власти региона удерживаться у власти с установлением контроля над прессой и раздачей налоговых льгот.

   В работе предложена концепция административных механизмов “контррегулирования”. Противодействия административным барьерам и стимулирования регионов к применению “лучших практик” в сфере государственного регулирования.

   В ней, кроме того, обозначены границы эффективности реформы регулирования и предложены некоторые основные направления будущих реформ, поэтому особое внимание уделено процедурам, обеспечивающим прозрачность принятия и реализации решений.

   Авторами также предложены поправки к проекту Федерального закона “Об основах технического регулирования, стандартизации и подтверждения соответствия”.

______________________________________________________________________________

   Банковская система в период посткризисной стабилизации
   Михайлов Л., Сычева Л., Тимофеев Е., Марушкина Е.

http://www.iet.ru/usaid/banksys/index.htm

   В работе выявляются направления сдвигов, происходящих в банковском секторе в период начавшегося экономического роста. Особое внимание уделяется источникам кредитных ресурсов в посткризисный период. Как показали проведенные ранее исследования, в докризисный период источником средств для ссуд предприятиям-резидентам в иностранной валюте в значительной степени служили кредиты банков-нерезидентов. Финансовый кризис 1998 г., сопровождавшийся оттоком средств нерезидентов и значительными объемами неисполненных в срок обязательств перед ними, сделал этот источник средств для многих банков недоступным.

   В исследовании анализируются связи между объемом выданных валютных ссуд предприятиям-резидентам и такими факторами, как: межбанковские кредиты нерезидентов; счета бюджетов и внебюджетных фондов; счета предприятий; депозиты предприятий; депозиты бюджетов и внебюджетных фондов; депозиты частных лиц. С этой целью строится ряд регрессионных моделей, вскрывающих связи между объемом ссуд предприятиям-резидентам в иностранной валюте и различными видами обязательств. Для выявления закономерностей регрессионный анализ проводится на несколько дат, включающих предкризисный период, период острой фазы кризиса, период стабилизации. Прослеживаются изменения значимых факторов при построении регрессионных моделей на данных разных выборок банков.

   В работе также анализируется динамика основных показателей доходности в посткризисный период как в банковском секторе в целом, так и в отдельных группах банков, сформированных по таким признакам, как размер и структура активов, структура обязательств, доля процентных и непроцентных доходов в чистом операционном доходе.

______________________________________________________________________________

   Проблемы прогнозирования некоторых макроэкономических показателей
   Энтов Р., Носко В., Юдин А., Кадочников С., Пономаренко С.

http://www.iet.ru/usaid/prognozi/index.htm

   Разнообразные содержательные задачи экономического анализа требуют использования статистических данных, характеризующих исследуемые экономические процессы и развернутых во времени в форме временных рядов. При этом нередко одни и те же временные ряды используются для решения разных содержательных проблем. Одной из важных задач макроэкономической политики, включая исследование динамики фундаментальных переменных, является построение моделей, позволяющих осуществлять прогнозирование макроэкономических показателей на будущие периоды.

   Целью данной работы является сравнительный анализ качества различных методов прогнозирования временных рядов в применении к рядам, которые отражают динамику развития основных макроэкономических показателей, характеризующих состояние экономики России. В работе исследуются прогностические свойства моделей временных рядов, построенных по реальным статистическим данным для некоторых российских экономических и социальных рядов динамики (ВНП, промышленное производство, занятость населения, доходы и расходы бюджета, инфляция, предложение денег, экспорт и импорт).

   Проведенное исследование помимо анализа и сравнения различных методов прогнозирования предоставляет базовую информацию, на основе которой следует строить методику прогнозирования макроэкономических показателей. Исследование показало, что для рассматриваемых макроэкономических показателей не удается выработать единую универсальную методику прогнозирования. Исключение составляет только общая рекомендация, что выбор между моделями, осуществляемый на основе теста на единичный корень, включает в себя лучшую или близкую к лучшей модель. Для улучшения оценок с использованием новых данных имеет смысл применять рекурсивные модели, то есть модели с переоценкой при добавлении новых данных, особенно если имеют место структурные сдвиги в динамике показателей (или эти структурные сдвиги могут быть в некоторой степени предсказаны на основе содержательных соображений или дополнительной информации).

   Результаты, полученные в ходе анализа, указывают на то, что, по-видимому, прогнозы следует делать на основе нескольких моделей с последующим анализом отклонений прогнозов от фактических значений, с тем чтобы в перспективе выбрать модель, которая в большинстве случаев дает удовлетворительный прогноз на несколько периодов вперед. Это, в частности, должно предусматривать регулярные прогнозы и обсуждение результатов одновременно с анализом качества предыдущих прогнозов.

______________________________________________________________________________

   Проблемы правоприменения (инфорсмента) в сфере защиты прав акционеров
   Радыгин А., Энтов Р., Межераупс И.

http://www.iet.ru/usaid/enforcement/index.htm

   Правоприменение (инфорсмент) сегодня является наиболее слабым звеном в системе защиты прав собственности. Без радикального изменения ситуации в области инфорсмента иные меры защиты прав собственности бессмысленны. Поэтому в работе, в первую очередь, рассматриваются теоретические подходы к проблемам инфорсмента прав собственности и контрактных обязательств. Авторы анализируют проблемы реализации хозяйственных прав в рыночной экономике, особое внмание уделено проблеме экономических последствий несовершенной системы инфорсмента.

   Большой раздел в работе посвящен процессуальным аспектам рассмотрения споров в области корпоративных отношений. Основное внимание уделено проблемам рассмотрения споров в арбитражных судах и судах общей юрисдикции, вопросам судебной реформы и исполнительного производства. Самостоятельные параграфы посвящены вопросам подведомственности корпоративных споров и мер по обеспечению исков в проектах Арбитражного Процессуального кодекса РФ и Гражданского Процессуального кодекса РФ. При анализе особенностей рассмотрения споров в области корпоративных отношений в негосударственных структурах внимание было сосредоточено на третейских судах и международных коммерческих арбитражных судах.

   Предметом специального раздела являются материально-правовые аспекты рассмотрения дел в области корпоративных отношений. В нем исследуются особенности рассмотрения споров, связанных с нарушением прав акционеров при размещении ценных бумаг, с заключением сделок, в совершении которых имеется заинтересованность, с признанием недействительными крупных сделок, с обжалованием решений советов директоров, с признанием недействительными решений общих собраний акционеров, с отказом в регистрации выпусков акций и признании выпусков акций недействительными, с правом собственности на акции и с реорганизацией акционерных обществ.

   Авторами представлены прикладные рекомендации, касающиеся необходимых изменений в законодательстве, а также в области судебной реформы, исполнительного производства и прав регулирующих органов. Даны также общие рекомендации, касающиеся формирования оптимальной модели инфорсмента в России.

______________________________________________________________________________

   Проблемы слияний и поглощений в корпоративном секторе
   Радыгин А., Энтов Р., Шмелева Н.

http://www.iet.ru/usaid/sliyanie/index.htm

   В работе предпринимается попытка дать общий обзор особенностей корпоративного контроля в России. Авторы исследуют современные теоретические подходы к проблемам слияний и поглощений, учитывая мировую практику, - теоретические концепции слияний и поглощений, влияние слияний и поглощений на эффективность хозяйственных операций, новые формы реструктуризации хозяйственных операций, слияния и поглощения как форму регулирования эффективности, государственное регулирование процессов хозяйственой интеграции.

   Авторы рассматривают особенности и современную практику слияний и поглощений в России в контексте процессов реорганизации и реструктуризации, уточняя ряд имеющихся определений и понятий, и выделяют четыре группы особенностей. Отдельные разделы посвящены изучению особенностей российской техники враждебных поглощений и методов защиты от них, а также оценке перспектив развития этих операций в контексте консолидации и реорганизации крупных российских групп.

   В работе анализируется законодательная база слияний и поглощений, сформировавшаяся в России, и опыт практического регулирования этих процессов. Особое внимание уделено остающимся актуальными пробелам в законодательстве и проблемам регулирования.

   Авторами предлагаются пути практического использования результатов исследования, в частности: расширение форм реорганизации, обеспечение возможности участия в реорганизации коммерческих организаций различных организационно-правовых форм, более развернутая правовая регламентация возможных опций трансформации принудительно созданных в ходе массовой приватизации ОАО в иные организационно-правовые формы, обеспечение защиты интересов участников реорганизуемых коммерческих организаций.

______________________________________________________________________________

   Прогноз потребления основных продовольственных товаров в России в среднесрочной перспективе
   Серова Е., Прокопьев М., Тихонова Т., Иванова И.

http://www.iet.ru/usaid/potreb/index.htm

   Авторы определили целью настоящего исследования прогнозирование потребительского спроса. Исходя из этого, работа выполняла следующие основные задачи: выявление факторов, влияющих на потребительский спрос; определение региональных особенностей в потребительском спросе; построение прогнозной модели спроса на продовольствие; разработка среднесрочного сценарного прогноза потребительского спроса на 2002-2004 гг.; выработка рекомендаций для формирования агропродовольственной политики в связи со среднесрочным прогнозом потребительского спроса.

   В соответствии с поставленными задачами в ходе исследования были собраны данные, характеризующие потребительский продовольственный спрос страны в целом и по отдельным регионам. На основе собранных данных построена эконометрическая модель потребления продовольствия в целом и по основным продовольственным группам (хлебным изделиям, молочным и мясным продуктам, сахару, растительному маслу, куриному яйцу). Показана специфичность моделей потребительского поведения по группам российских регионов.

   На основе построенной модели проведены имитационные расчеты, позволяющие сделать сценарные среднесрочные прогнозы потребительского спроса на основные продукты питания в России и по отдельным регионам. Данные прогнозы позволили прийти к определенным предположениям о развитии всего агропродовольственного комплекса и выработать рекомендации по формированию агропродовольственной политики.

   На основе проведенного исследования авторами были сделаны следующие выводы.

   На среднесрочную перспективу даже при самой благоприятной конъюнктуре рост продовольственного спроса будет незначительным. Это значит, что внутренний спрос не станет существенным стимулом к росту агропродовольственного сектора в данный период. В связи с этим в агропродовольственной политике на первый план выходит стимулирование и поддержка сельскохозяйственного экспорта, который только один сможет создать достаточную мотивацию роста АПК. Особенно это важно по зерновым, мясу птицы, яйцу, по которым спрос растет особенно медленно.

   Потребительский спрос слабо реагирует на снижение (как и на повышение) импортных тарифов. Поэтому при рассмотрении внешнеторгового регулирования в АПК будут исходить, прежде всего, из интересов отечественного производителя, тогда как интересы покупателей будут в значительной мере игнорированы. Это не означает, что протекционистские меры всегда будут производителю на пользу: высокий уровень защиты снижает потенциал отрасли, не создает достаточных стимулов для технического совершенствования. В то же время рассмотренный выше тариф для временной защиты откорма крупного рогатого скота внутри страны может быть полезным для производителей без ущерба потребителям.

   Ослабление рубля скажется наиболее неблагоприятным образом на динамике спроса и, тем самым, на развитии агропродовольственного сектора страны.

   Реформа ЖКХ стоит в повестке дня правительства и будет начата в ближайшие годы. При любом способе ее осуществления, чтобы минимизировать потери от реформы ЖКХ для агропродовольственного сектора, она должна быть синхронизирована с агропродовольственной политикой.

   В работе подчеркивается также необходимость дифференцированного подхода к развитию лесопромышленного хозяйства в разных регионах страны. Не может быть единой федеральной политики по отношению к ЛПХ, так как оно имеет разную природу на разных территориях.

______________________________________________________________________________

   Обзор бюджетной поддержки АПК в России в 1994-2001 гг.
   Серова Е., Шик О.

http://www.iet.ru/usaid/apk/index.htm

   Работа анализирует эффективность бюджетных расходов на АПК в России и выполняет следующие основные задачи: определение общего объема бюджетных расходов на АПК; анализ объема этих расходов на единицу производственных факторов в аграрном секторе и места АПК в бюджетах различных уровней; анализ структуры и динамики расходов на общие услуги и на программы поддержки сельхозпроизводителей; оценка эффективности основных программ поддержки производителей; количественная оценка уровня государственной поддержки сельхозпроизводителей на основе конвенционных методов; выявление доли бюджетной поддержки в общем уровне поддержки производителей; оценка на основе конвенционных методов влияния бюджетной поддержки на потребителя; выработка рекомендаций для формирования агропродовольственной политики.

   Авторы отмечают, что основная часть бюджетных расходов приходится на программы поддержки производителей, общие услуги занимают меньшую долю аграрного бюджета. В основном именно за счет расходов на программы поддержки производителей осуществляется сокращение объема бюджетных расходов на АПК. Большая часть расходов (около 70%) финансируется из региональных бюджетов. При этом расходы региональных бюджетов менее прозрачны, а, кроме того, на региональном уровне часто применяются меры поддержки, деструктивные для единого экономического пространства страны, такие как межрегиональные барьеры, а также меры, вступающие в противоречие с федеральными программами.

   Проанализировав основные программы поддержки производителей, авторы выявили их негативное воздействие на общественное благосостояние и несоответствие результатов программ поставленным задачам. В этой связи были выделены три основные причины неэффективности аграрной политики в России: отсутствие стратегии государственного регулирования в АПК, основанной на понимании конкурентных преимуществ России в производстве тех или иных продуктов; стремление государства подменить собой рыночные институты вместо того, чтобы способствовать их развитию; формирование аграрной политики зачастую без учета переходного характера российской экономики.

   Авторы пришли к выводу, что бюджетные средства используются неэффективно. Это подтверждают и результаты расчетов количественных показателей уровня государственной поддержки сельхозпроизводителей и потребителей: поддержка производителя (PSE) в 2000 г. оказывается равной нулю. Этот факт приобретает особую важность в переговорах с ВТО. Имея нулевой уровень поддержки, Россия могла бы отстаивать свои интересы в ВТО совместно с Кернской группой. Поддержка производителей зачастую осуществляется за счет потребителей. Нулевой уровень PSE в 2000 г. сочетается с отрицательным коэффициентом поддержки потребителя – CSE.

   Исследователи рекомендуют при распределении бюджетных средств учитывать, что основной проблемой сельскохозяйственных производителей является низкий платежеспособный спрос на их продукцию. В существующих условиях государственная поддержка сельхозпроизводителей должна быть направлена, прежде всего, на расширение возможностей сбыта продукции.

   Авторы пришли к выводу, что для улучшения положения в аграрном секторе необходимы стабилизация макроэкономической ситуации, небольшая устойчивая инфляция, стабильность валютного курса, а также законодательная база, четко определяющая и защищающая права собственности, уменьшение коррупции в органах государственной власти.

   Основной акцент аграрной политики должен быть смещен в пользу структурных мер. К ним относятся, например, меры, способствующие развитию сельской местности. Важно также обеспечить доступность рыночной информации для производителей, создать благоприятные условия для инвестиций во все сферы АПК. Усиление таких видов поддержки, наряду с ослаблением прямого вмешательства на рынке, будет способствовать успешному проведению переговоров о вступлении в ВТО, поскольку ВТО не настаивает на сокращении средств, направляемых на реализацию мер “зеленого света”.

   Государство должно взять на себя обеспечение несельскохозяйственной занятости в сельской местности, поскольку в настоящее время практически на всех предприятиях используется избыточное количество рабочей силы, что приводит к низкой производительности труда. При этом непосредственное участие государства в регулировании аграрного сектора должно быть как можно ниже, поскольку оно приводит к искажению рыночных сигналов и ухудшению положения производителей.

   Авторы выделяют еще одну большую проблему – непрозрачность расходования бюджетных средств и указывают в этой связи на необходимость детализировать бюджетные классификаторы, увеличить прозрачность бюджета. Особенно важно сделать это в отношении региональных бюджетов, так как из них осуществляется основная часть поддержки.

______________________________________________________________________________

   Вертикальная интеграция в продовольственном комплексе России
   Серова Е., Храмова И.

http://www.iet.ru/usaid/prodintegra/index.htm

   Авторы работы поставили перед собой цель определить, почему сельское хозяйство стало интересным объектом для инвестирования для частных компаний, какие мотивы определяют сельскохозяйственную деятельность этих компаний, какие могут быть последствия их деятельности. В ходе исследования предполагалось решить следующие задачи: дать четкое определение объекта исследования (по этому вопросу отсутствуют единые позиции в российской аграрной науке); проанализировать динамику и масштабы интеграционных процессов в сельском хозяйстве, выявить отраслевую специфику; определить “внешние” мотивы интеграционных процессов в сельском хозяйстве со стороны несельскохозяйственных компаний; определить мотивы инвестирования с точки зрения экономической теории, предложить гипотезу, проверка которой позволить определить среднесрочную перспективу инвестиционных процессов; проверить гипотезу на основе ситуационного анализа, проведенного на примере российской компании; предложить рекомендации для формирования агропродовольственной политики, исходя из различных мотивов инвестирования в сельское хозяйство.

   В ходе проведенного анализа было выявлено, что основными “внешними” мотивами для организации сельскохозяйственного производства были следующие: обеспечение стабильных поставок сырья для перерабатывающих предприятий; контроль над использованием инвестиций – для поставщика ресурсов; возврат долгов; проблема сбыта продукции своей специализации и его расширения; получение налоговых льгот; низкие барьеры входа в отрасль. На наш взгляд, это – едва ли не основной мотив для инвестиционной активности несельскохозяйственных компаний в силу высокой степени декапитализации ресурсов, крайне низкой стоимости основного производственного фактора – земли.

   Авторы предложили объяснение мотивации инвестиционной активности в сельском хозяйстве с точки зрения экономической теории, и пришли к выводу, что в переходных условиях, несмотря на сохраняющуюся высокую степень несовершенства рынков, вертикальная интеграция не является единственным мотивом, определяющим инвестиционную активность несельскохозяйственных компаний. Диверсификация бизнеса с целью снижения финансовых рисков (risk aversion) также рассматривается как важный мотив для инвестиционной активности. Еще одним мотивом для инвестирования в сельское хозяйство может быть извлечение политической и экономической ренты (rent seeking), что на уровне явления приводит к сращиванию интересов частного бизнеса и региональной администрации.

   В целях проверки предложенной гипотезы было предпринято ситуационное исследование (case study) мотивов вертикальной интеграции российской зерноторговой компании в птицеводческий сегмент. Анализ показал, что мотивом для инвестирования в сельское хозяйство данной компании оказалась не вертикальная интеграция для продвижения продукции специализации на рынок и расширения сбыта, а диверсификация бизнеса.

   На основе предложенной гипотезы авторы пришли к выводу о том, что разные мотивы для инвестирования могут вызывать различное поведение компаний-интеграторов. Так, уже в среднесрочной перспективе компании, которые инвестировали в сельскохозяйственное производство в целях диверсификации бизнеса (включая спекулятивные сделки), по мере ухудшения условий для получения сверхприбыли в сельском хозяйстве (снижение налоговых льгот, рост цен на землю, включая аренду земли и пр.) начнут выводить капиталы из отрасли с возможными негативными последствиями для сельского хозяйства. Этим, в частности, и объясняется, почему многие компании для организации сельхозпроизводства предпочитают брать землю в аренду, а не покупать ее (для сохранения относительно низких барьеров для выхода из отрасли).

   В работе дается оценка последствий деятельности агропродовольственных холдингов для развития сельскохозяйственного сектора экономики и сельской местности, а также представлен возможный сценарий развития инвестиционной активности в среднесрочной перспективе.

______________________________________________________________________________

   Россия: рынок покупных средств производства для сельского хозяйства
   Серова Е., Карлова Н., Петриченко В.

http://www.iet.ru/usaid/sredstv/index.htm

   Советский Союз был одним из крупнейших продуцентов средств производства (ресурсов) для сельского хозяйства, однако степень фондооснащенности аграрного сектора оставалась довольно низкой. Качество производимой техники, механизмы обеспечения ею колхозов и совхозов, а также способы эксплуатации вели к крайне неэффективному ее использованию на предприятиях. Установленные государством ценовые пропорции ресурсы/сельхозпродукция демонстрировали для сельхозпроизводителей дешевизну получаемых ресурсов, что также вело к неэкономному расходованию этих ресурсов. Либерализация цен привела ценовые пропорции к мировым соотношениям. В совокупности с другими процессами в ходе экономических реформ удорожание ресурсов для аграрного сектора сделало их на долгий срок недоступными для сельскохозяйственных производителей, а это, в свою очередь, повело к декапитализации сектора, сокращению потенциала его восстановления.

   С самого начала реформ государственная поддержка была нацелена на компенсацию удорожания ресурсов для сельского хозяйства. Значительные средства федерального и региональных бюджетов расходовались на всевозможные программы компенсации для отдельных видов производителей расходов на горюче-смазочные материалы, на удобрения, на технику, на тепло и комбикорма. Расходы на электричество и транспорт снижались перекрестным субсидированием сельского хозяйства. Однако за прошедшее десятилетие эффективность этих мер оказалась низкой: декапитализация сектора не была приостановлена.

   На этом фоне началась деградация отраслей, производящих ресурсы для сельского хозяйства, прежде всего – сельхозмашиностроения. Производство минеральных удобрений стало исключительно экспортно-ориентированным и не так сильно зависит от внутреннего спроса.

   Начавшийся в 1999 г. рост производства в агропродовольственном секторе вызвал оживление спроса на ресурсы. Это, в свою очередь, привело к довольно быстрому расширению производства сельхозтехники в России. Однако растущее производство сталкивается с институциональной неразвитостью рынка ресурсов, рядом других проблем.

   Рынок ресурсов довольно плохо изучен, имеющиеся по нему исследования носят преимущественно описательный характер. Целью настоящей работы является анализ современного состояния рынка сельхозтехники, удобрений и горюче-смазочных материалов, а также разработка методологии дальнейшего исследования рынка ресурсов. В ней затрагиваются три основные вопроса: ограничение для эффективного использования покупных ресурсов в сельском хозяйстве; условия материально-технического обеспечения сельского хозяйства; аграрная политика как фактор материально-технического обеспечения сельского хозяйства.

______________________________________________________________________________

   Подготовка программы поддержки социальных реформ
   Смирнов С., Исаев Н.

http://www.iet.ru/usaid/sozref/index.htm

   Работа посвящена актуальной проблеме социального реформирования в Российской Федерации. Авторы считают, что в условиях стабильной социально-экономической ситуации, обеспечения первичного профицита федерального бюджета, с появлением правительственных документов, определяющих перспективы системных социальных реформ стало возможным перейти к осуществлению системных преобразований в социальной сфере.

   Структура работы в целом соответствует Программе социально-экономического развития России на среднесрочную перспективу (2002-2004 гг.), в которой намечены основные направления реформ в социальной сфере. В работе последовательно проанализированы текущая ситуация и пути решения конкретных социальных проблем, которые предлагаются в Программе, определены имеющиеся нерешенные проблемы и сформулированы предложения по их решению в средне- и долгосрочной перспективах. Кроме того, в работу включены предложения по решению так называемых “функциональных” проблем социальной политики, к которым отнесены государственная социальная экспертиза законодательных решений и ее институциональное обеспечение, а также регионализация социальной политики (учет регионального фактора при проведении социальных реформ).

   Информационную базу работы, помимо упомянутой Программы, составили официальные публикации Госкомстата России, а также специально проведенные авторами на их основе экономико-статистические расчеты.

   В работе сформулированы методические и практические задачи обеспечения социальных реформ в Российской Федерации по отдельным их направлениям на средне- и долгосрочную перспективу; определены основные нерешенные проблемы социальной сферы, которые не отражены в документах Правительства РФ, касающихся социального реформирования; предложены возможные варианты решения социальных проблем в России и осуществлено их количественное (социально-экономическое и финансовое) обоснование; сформулированы предложения по нормативно-правовой поддержке социальных реформ в Российской Федерации с раскрытием содержания основных из предложенных документов.

   Результаты работы могут быть использованы в органах законодательной и исполнительной власти различных уровней, экспертами при подготовке решений в области социальной политики и ее конкретных направлений, корректировке социальных реформ.

______________________________________________________________________________

   Особенности формирования производственных и ценовых планов (прогнозов) предприятий российской промышленности в 1993-2001 гг.
   Цухло С.

http://www.iet.ru/usaid/tsenovoi/index.htm

   В работе исследуются модели краткосрочного прогнозирования объемов выпуска и цен в российской промышленности на основе результатов ежемесячных конъюнктурных опросов руководителей предприятий, проводимых ИЭПП с 1992 г. Состав показателей анкеты и панельная организация опросов позволяют решить ряд принципиально новых задач.

   Во-первых, наличие в анкете вопросов о фактических и о планируемых изменениях всех показателей дает возможность на микроуровне исследовать точность прогнозов самих предприятий и определить, таким образом, “ценность” этих прогнозов. Поскольку данные о прогнозах и фактических изменениях собираются с 1992 г., то появляется уникальная возможность проследить эволюцию точности прогнозов предприятий, а также исследовать факторы, ее определяющие.

   Во-вторых, возможность сопоставления прогнозов и последующих фактических реализаций тех же показателей используется для изучения скорости и типа реакции предприятий на неожиданные (непрогнозируемые) изменения спроса.

   В-третьих, основная часть работы посвящена исследованию факторов, значения которых доступны из опросов в момент t и которые определят фактическое состояние прогнозируемых переменных в моменты t+1, t+2, t+3. В состав независимых переменных включаются любые показатели конъюнктурных опросов: фактические и/или прогнозные изменения выпуска цен, себестоимости, спроса (платежеспособного, бартерного, прочих неденежных), запасов готовой продукции, запасов сырья и материалов, занятости, оценки конкуренции и конкурентоспособности. Большая часть перечисленных показателей впервые используется при оценке моделей, поскольку не входит (и не может входить) в состав официальной отчетности предприятий, однако широко используется экономической теорией. В первую очередь, это относится к ожиданиям предприятий и оценкам запасов готовой продукции. Особое внимание уделяется спросовым переменным, которые представляют наибольший интерес для переходных экономик, но практически не используются в экономическом анализе.

   Авторы пришли к выводу, что модели формирования ожиданий являются эффективным инструментом анализа поведения предприятий, и позволяют исследовать широкий спектр предположений о характере процессов принятия решений в экономике. Так, анализ моделей формирования ожиданий показал, что к концу 90-х годов в российской промышленности сложился вполне рыночный механизм формирования и пересмотра ценовых и производственных планов. Основным фактором здесь стал платежеспособный спрос. Более того, развитие моделей формирования ожиданий позволило показать, что предприятия учитывают должным образом и отклонения своего выпуска от продаж за деньги. Примитивные модели поведения перестали использоваться российскими промышленными предприятиями.

______________________________________________________________________________

   Перспективы сочетания обязательного и добровольного медицинского и социального страхования в России
   Шишкин С., Гудков А., Попович Л.

http://www.iet.ru/usaid/medstrah/index.htm

   В работе рассматриваются особенности существующей организации медицинского страхования и социального страхования рисков потери дохода вследствие временной нетрудоспособности, материнства, ухода за ребенком и др.

   Авторы проанализировали перспективы сочетания обязательного и добровольного медицинского страхования, а также существующие различия в составе услуг, оказываемых населению бесплатно (за счет средств обязательного медицинского страхования и бюджетных ассигнований) и предоставляемых на платной основе, в том числе в рамках программ добровольного медицинского страхования.

   В исследовании показано, что существующая система социального страхования содержит две функционально разные подсистемы - общего и коллективного страхования, причем для второй характерна значительная дифференциация возможностей получения соответствующих компенсаций для разных категорий застрахованных.

   Решение проблем существующей системы медицинского страхования предлагается искать на пути формирования многоуровневой системы страхования, дифференцированной по степени участия государства в оплате медицинской помощи для различных категорий населения. Проблемы системы обязательного социального страхования, по мнению авторов, могут быть решены посредством ограничения ее обязательств и институционализации системы корпоративного социального страхования. При этом рассмотрены различные варианты сочетания добровольного и обязательного медицинского и социального страхования.

КОНФЕРЕНЦИИ

Содержание

     28-29 июня 2002 г. в г. Лаппеенранта (Финляндия) состоялась международная конференция на тему “Российская Федерация: реформы и результаты”. Пленарное заседание открыл ректор Университета г. Лаппеенранта М. Люкка.

   На конференции с докладами выступили директор Института экономики переходного периода (ИЭПП) Е. Гайдар, научный руководитель Высшей школы экономики Е. Ясин, вице-президент РАО “ЕЭС России” Я. Уринсон, директор Института переходных экономик Банка Финляндии П. Сутела, президент Европейского бизнес-клуба С.Ремес, профессор Высшей школы экономики г. Турку У. Кивикари и профессор Университета г. Лаппеенранта К. Люхто.

   В рамках конференции был организован “круглый стол”, который был посвящен проблемам реформирования российской экономики и экономическим связям России и Финляндии. В дискуссии, кроме перечисленных выше докладчиков, приняли участие представители финских деловых кругов, ректор российской Академии народного хозяйства В. Мау, а также сотрудники ИЭПП - С. Синельников-Мурылев (заместитель директора), С. Приходько и И. Стародубровская.

   7-8 июля 2002 г. в г. Санкт-Петербург состоялась международная конференция “Второе десятилетие российских реформ: проблемы совершенствования федеральной системы”, организованный российско-канадским проектом CEPRA (Консорциум по вопросам прикладных экономических исследований) при поддержке Администрации Ленинградской области, Администрации г. Санкт-Петербург и Аппарата Представителя Президента в Северо-западном федеральном округе.

   На открытии конференции выступили министр Канадского агентства международного развития (CIDA) Сьюзан Велен, директор Института экономики переходного периода Егор Гайдар, член Консультативного Совета CEPRA Гордон Смит.

   С докладами выступили Первый заместитель Министра финансов РФ Сергей Шаталов, заместитель Министра экономического развития и торговли РФ Андрей Шаронов, Первый заместитель Председателя Госкомстата России Александр Суринов, Председатель Комитета по бюджету и налогам Государственной Думы РФ Александр Жуков.

   На четырех секциях и трех пленарных заседаниях выступили ведущие научные сотрудники ИЭПП:

   – секция “Фискальный федерализм и межбюджетные отношения”: д.э.н. Сергей Синельников-Мурылев, к.э.н. Илья Трунин, Павел Кадочников;
   – секция “Региональные вопросы и проблемы северных территорий”: д.э.н. Александр Радыгин, к.э.н. Сергей Дробышевский, к.э.н. Ирина Стародубровская, Александр Юдин, Константин Яновский;
   – секция “Система государственных учреждений и государственных унитарных предприятий: анализ бюджетных расходов и предложения по реформированию”: д.э.н. Сергей Синельников-Мурылев, д.э.н. Александр Радыгин, д.э.н. Сергей Шишкин, д.э.н., академик РАН Револьд Энтов, Георгий Мальгинов;
   – секция “Проблемы муниципалитетов”: к.э.н. Ирина Стародубровская;
   – пленарное заседание, посвященное итогам осуществления проекта CEPRA: д.э.н. Сергей Синельников-Мурылев
   – пленарное заседание по итогам работы секций: к.э.н. Ирина Стародубровская;
   – заключительное пленарное заседание: д.э.н., профессор Егор Гайдар, д.э.н., профессор Владимир Мау.

   Подводя основные итоги работы проекта CEPRA, директор ИЭПП Е. Гайдар подчеркнул, что были осуществлены полезные исследования, охватывающие широкий круг проблем – от реформы бюджетного федерализма в России до реформирования железных дорог. Он также отметил сложившуюся атмосферу эффективного и творческого взаимодействия российских и канадских исследователей и очертил круг вопросов, которые предстоит решать на следующем этапе осуществления проекта CEPRA.

   Заместитель директора ИЭПП С. Синельников-Мурылев рассказал о результатах исследовательских проектов, осуществленных в рамках CEPRA в разрезе проблем экономической политики, которые стоят в настоящее время перед нашей страной (фискальный федерализм, северные регионы, политико-экономические проблемы регионов).

   В. Мау отметил, что осуществление проекта CEPRA совпало с новым этапом реформ в России. И исследования в рамках CEPRA вносят свою лепту в проведение этих реформ в жизнь. Далее он подробно остановился на результатах политико-экономических и региональных проектов, осуществленных в рамках CEPRA.

   В работе конференции также приняли участие представители Новгородской области, Сочинского университета туризма и рекреационного дела, Монреальского, Карлетонского, Йоркского, Трентовского университетов, Университетов Виктории, Квинс, Ассоциации Университетов и Колледжей Канады, компании “Сассекс Секл”, а также Представительства МБРР в Москве.

ПУБЛИКАЦИИ

Содержание

   Работы, подготовленные и опубликованные при участии сотрудников ИЭПП в рамках проекта CEPRA в 2002 году:

______________________________________________________________________________

   Внедрение технологии регулирования минимальных доходов населения в Республике Алтай
   Сопцов В., Шахназаров О., Пахчанян Н.

   Работа подготовлена на основе методических материалов и практических результатов внедрения социальных технологий регулирования минимальных доходов населения (РМД) в Республике Алтай. Исследование является последним в серии работ по внедрению технологии регулирования минимальных доходов населения в регионах РФ и аккумулирует все методологические, методические, технологические и программные разработки и новации СОТЭКО за последние восемь лет.

______________________________________________________________________________

   Комплексный подход к созданию благоприятных условий для инвесторов: опыт Новгородской области
   Мау В., Войсиечовский Д., Жаворонков С., Лазарович М., Хорошухин С.

http://www.iet.ru/special/cepra/novgor02/index.htm

   В работе представлены основные положения, выводы и результаты новгородского опыта привлечения иностранных инвестиций в регион, а также предложения по общему подъему инвестиционной активности, по проведению привлекательной инвестиционной политики в регионах. В качестве сопоставимого примера анализируется положение в соседней с Новгородской Псковской области. В приложении рассматривается опыт Канады по реализации региональных, местных и совместных программ экономического развития.

______________________________________________________________________________

   Проблемы корпоративного управления в России и регионах
   Радыгин А., Энтов Р. (академик РАН), Турунцева М., Гонтмахер А., Кузнецов Б.

http://www.iet.ru/special/cepra/corpup/index.htm

   В работе представлен обзор проблем корпоративного управления, поставлены вопросы взаимосвязи акционерной собственности и корпоративного управления, раскрыты механизмы противостояния и сотрудничества в рамках корпорации. Кроме того, в ней рассматриваются общие предпосылки и особенности становления системы корпоративного управления в специфических условиях переходной экономики, анализируются особенности формирования российской модели корпоративного управления.

   В работе также дана оценка региональных особенностей формирования модели корпоративного управления, основанная на изучении регионального законодательства и результатах эконометрического анализа групп предприятий ряда регионов. В региональном разрезе показано влияние различных показателей, характеризующих то или иное предприятие, на эффективность их деятельности.

______________________________________________________________________________

   Политические и правовые источники инвестиционных рисков в российских регионах
   Мау В., Яновский К., Жаворонков С., Фомичев О., Ледерман Л.

http://www.iet.ru/special/cepra/pravinv/index.htm

   В работе рассматриваются различные подходы к определению источников политических и правовых инвестиционных рисков, а также соответствующих факторов экономического роста. Подход, основанный на выделении лишь экономических свобод и гарантий собственности, предлагается расширить за счет включения показателей, которые отражают ситуацию с базовыми правами, связанными, прежде всего, с гарантиями неприкосновенности личности, а также спроса населения на эти институты.

______________________________________________________________________________

   Типология российских регионов
   Бутс Б., Дробышевский С., Кочеткова О., Мальгинов Г., Петров В., Федоров Г., Хехт А., Шеховцов А., Юдин А.

http://www.iet.ru/special/cepra/drob/index.htm

   В публикации представлена типология субъектов РФ, разработанная на основе качественного анализа и сравнения регионов по показателям экономического потенциала, уровня жизни и инвестиционной активности. В работе дан обзор существующих исследований по типологии, проводившихся в СССР и РФ, описаны основные принципы построения различных рейтингов субъектов РФ, дано краткое описание современной теории типологизации стран и регионов. При проведении исследования главным образом использовались методы кластерного анализа.

______________________________________________________________________________

   Региональная экономика (сборник статей)

http://www.iet.ru/special/cepra/sbornikregional/index.htm

   В сборник вошли следующие статьи:

   Жаворонков С., Мау В., Яновский К.“Политические и правовые факторы экономического роста в российских регионах”;

   Мальгинов Г., Радыгин А., Юдин А. – “Структура собственности в российских регионах и ее динамика в период рыночной трансформации в 90-е годы”;

   Гудфеллоу Т., Мальгинов Г., Радыгин А., Свейн Г. – “Реформирование отношений собственности в России в 2000-2001 гг.: приватизация и проблемы управления предприятиями государственного сектора экономики”;

   Синельников-Мурылев С., Кадочников П., Трунин И. – “Межбюджетные трансферты и фискальное поведение российских региональных властей в 1994-2000 гг.”;

   Кадочников П., Синельников-Мурылев С., Трунин И., Четвериков С. – “Построение и расчет нормативов по основным статьям расходов бюджетов субъектов Российской Федерации в 1999-2000 гг.”;

   Энтов Р., Золотарева А., Луговой О. – “Факторы возникновения и накопления неплатежей в российской экономике и регионах”;

   Луговой О., Синельников-Мурылев С., Трунин И. – “Оценка налогового потенциала субъектов Российской Федерации”;

   Кадочников П., Трунин И., Юдин А. – “Влияние финансовых взаимоотношений федерального центра и северных регионов на миграцию с Севера”;

   Бэттл К., Торджман Ш. - “Канада после “государства всеобщего благоденствия”: проверка нуждаемости и организация социальной помощи”.

   Статьи, вошедшие в сборник, подготовлены по результатам исследований, осуществленных в 2000-2001 гг.

______________________________________________________________________________

   Система федеральной финансовой поддержки регионов в России и ее влияние на налоговую и бюджетную политику субъектов Федерации
   Синельников-Мурылев С., Кадочников П., Трунин И.

http://www.iet.ru/special/cepra/podderzhka/index.htm

   В работе показано, что при определенных условиях не только вид финансовой поддержки, но и особенности механизма ее выделения могут иметь отрицательные налоговые стимулы для властей регионов. При определенных методах распределения финансовой помощи увеличение объема трансферта может приводить не к увеличению предложения общественных благ на субнациональном уровне (что в большинстве случаев является целью оказания финансовой помощи), а к сокращению поступлений от налогов в бюджеты грантополучателей. Рассматривается гипотеза о том, что наличие или отсутствие подобных стимулов зависит от того, производится ли распределение выравнивающих трансфертов на основе фактических доходов и расходов регионов или на основе оценок налогового потенциала и расходных потребностей субнациональных властей.

   В работе представлены эконометрические оценки параметров модели распределения федеральной финансовой помощи в Российской Федерации, а также выполнена проверка того, насколько правила распределения помощи в 1994-2000 гг. стимулировали региональные власти изменять объем предоставления общественных и частных благ на своей территории.

   В результате проведенного исследования авторы приходят к выводу, что правила распределения федеральной финансовой помощи, а также вид финансовой помощи и тип региона оказывают прямое воздействие на решения субнациональных властей в области как налоговых доходов, так и бюджетных расходов.

______________________________________________________________________________

   Проблема экономического развития Калининградской области как эксклавного региона России
   Жданов В., Кузнецова О., Мау В., Плюхин В., Приходько С.

   В последнее время произошли значительные изменения в отечественной и в международной трактовке геополитического положения Калининградской области России. Наряду с традиционным значением области в оборонительной доктрине России, она все более начинает рассматриваться как исключительно благоприятный шанс к установлению более тесного и взаимовыгодного сотрудничества Российской Федерации и Европейского Союза. Возникло понимание, что географическое положение области создает принципиальную возможность ее развития как одного из российских центров интеграции в общеевропейское экономическое пространство. В таком контексте в данной работе исследуются и анализируются возможные сценарии развития этого региона, проводится оценка их достоинств и недостатков, проблем реализации.

______________________________________________________________________________

   Место северных регионов в бюджетной системе Российской Федерации и оценка последствий массовой миграции
   Горшунов И., Кадочников П., Ньюбоулд К., Трунин И., Юдин А.

http://www.iet.ru/special/cepra/sevreg02/index.htm

   Проблема регулирования социально-экономического развития российского Севера продолжает оставаться одной из наиболее острых составных частей реформирования российской экономики. Эта проблема носит комплексный характер и охватывает многочисленные правовые, социальные, экономические, финансовые, национальные, исторические, экологические и другие аспекты.

   В подготовленной работе рассматриваются две взаимосвязанные проблемы: финансовые потоки из федерального бюджета в бюджеты регионов Севера; теоретический и эмпирический анализ факторов, влияющих на миграцию населения из северных регионов РФ, и оценка эффективности государственных программ содействия миграции.

______________________________________________________________________________

   Региональные аспекты развития экономики России на примере разработки концепции социально-экономического развития Республики Алтай
   Мау В., Жаворонков С., Изряднова О., Стародубровская И.

http://www.iet.ru/special/cepra/altai02/index.htm

   Республика Алтай устойчиво относится к слаборазвитым регионам России и характеризуется мало диверсифицированной структурой экономики, слаборазвитой инфраструктурой и низким уровнем развития социальной сферы. Вместе с тем на территории России есть регион, находившийся в аналогичных условиях и, тем не менее, сумевший за десятилетие реформ добиться существенных изменений в собственном экономическом потенциале и сделавший это за счет привлечения российских и иностранных инвестиций. Это Новгородская область. Некоторые меры, применявшиеся в данном регионе, могут оказаться полезными и для Республики Алтай. Последовательные шаги по созданию экономической среды, привлекательной не только налоговыми льготами, но и информационной открытостью и социально-политической стабильностью, способны постепенно решить проблемы модернизации региона и наполнения регионального бюджета.

______________________________________________________________________________

   Инвестиции: региональный аспект
   Дробышевский С., Днепровская С., Изряднова О., Левченко Д., Ледерман Л., Мальгинов Г., Турунцева М., Хобсон П.

   В работе проведен анализ развития инвестиционных процессов в российской экономике в региональном разрезе, в частности, рассматриваются особенности инвестиционного поведения регионов РФ и выявляются основные факторы, определяющие тип региона с точки зрения инвестиционного поведения, а также изучаются институциональные факторы и ограничения инвестиционной деятельности российских компаний.

   Методология исследования строится на качественном анализе характера и динамики инвестиций в российской экономике в целом и в региональном разрезе, теоретическом обосновании гипотез, объясняющих различия в инвестиционных процессах в регионах, на основе микроэкономических и макроэкономических подходов. Эмпирическая часть работы включает эконометрическую проверку выдвинутых гипотез.

______________________________________________________________________________

   Экономический рост: после коммунизма (Материалы международной конференции)

   Институт экономики переходного периода провел в Москве 20-21 марта 2002 года Международную конференцию “Экономический рост: после коммунизма” (о конференции см. Вестник № 9, 2002 г. и сайт ИЭПП www.iet.ru). Завершение первого этапа посткоммунистической трансформации сделало актуальным вопрос о характере экономического роста в России. Поэтому центральным вопросом дискуссии стало определение путей консолидации экономического роста, создания условий для обеспечения высокого устойчивого роста российской экономики.

   В настоящем сборнике содержатся как выступления, так и статьи участников конференции, подготовленные авторами по тематике их выступлений.

ЗАЩИТА ДИССЕРТАЦИЙ

Содержание

На заседаниях Диссертационного совета ИЭПП:

Луговой О.В.

   22 мая 2002 года состоялась защита диссертации Лугового О.В. на тему: “Проблема неплатежей в переходной экономике”

http://www.iet.ru/personal/lugovoy/Autoreferat-Lugovoy.htm

   Научный руководитель: д.э.н., профессор, академик РАН, Энтов Р.М.

   Официальные оппоненты: д.э.н., профессор Стародубровский В.Г.; к.э.н., Яковлев А.А.

   По результатам голосования диссертационный совет присудил степень кандидата экономических наук Луговому О.В.

  

Трунин И.В.

   10 июля 2002 года состоялась защита диссертации Трунина И.В. на тему: “Фискальный федерализм: проблемы выбора налоговой и бюджетной политики российскими регионами”

http://www.iet.ru/personal/trounin/AutoReferat.htm

   Научный руководитель: д.э.н. Синельников-Мурылев С.Г.

   Официальные оппоненты: д.э.н., профессор Татаринов А.А.; к.г.н. Лавров А.М.

   По результатам голосования диссертационный совет присудил степень кандидата экономических наук Трунину И.В.

  

Баткибеков С.Б.   18 сентября 2002 года состоялась защита диссертации Баткибекова С.Б. на тему: “Реформа налога на доходы физических лиц в Российской Федерации как инструмент фискальной политики”

   Председательствовал на заседании директор ИЭПП Гайдар Е.Т.

   Научный руководитель: д.э.н. Синельников-Мурылев С.Г.

   Официальные оппоненты - д.э.н. Лыкова Л.Н. и к.э.н. Саакян Р.А.

   По результатам голосования (все 16 присутствовавших членов диссертационного совета проголосовали “за”) соискателю присуждена ученая степень кандидата экономических наук.

 


Обсудить в форуме

E-mail: administrator@iet.ru
Copyright © 1999 - 2002 IET.
www.iet.ru


Rambler's Top100 Rambler's Top100