23 марта 2018 г. в Уфе состоялись Гайдаровские чтения на тему: «Среднесрочная повестка экономического развития: проекция на региональный уровень».

Чтения организованы Институтом экономической политики имени Е.Т. Гайдара и Академией наук Республики Башкортостан.

ПРОГРАММА >>>

Конференцию открыли Вице-президент Академии наук Республики Башкортостан Александр Дегтярев и Исполнительный директор Института Гайдара Сергей Приходько.

Алексей Ведев, Директор Центра структурных исследований РАНХиГС при Президенте РФ, ведущий научный сотрудник лаборатории финансовых исследований ИЭП имени Е.Т. Гайдара, в своем докладе остановился на проблемах выхода экономики РФ на траекторию устойчивого роста.

За последние пятнадцать лет (2001–2016 гг.) из 100 руб. прироста внутреннего спроса 53–57 руб. покрывались повышением цен на товары и услуги и 22–25 руб. – импортом. Таким образом, лишь 1 из 5 руб. прироста внутреннего спроса покрывался увеличением выпуска российских предприятий, отметил А. Ведев.

Сценарии реализации денежной политики предполагают выбор модели экономического роста: за счет расширения потребления либо за счет инвестиций. Данный выбор, указал эксперт, осложняется обстоятельствами, лежащими вне инструментов денежной политики. Так, в случае реализации политики, предусматривающей стимулирование экономического роста за счет расширения внутреннего спроса (посредством роста потребления и кредитования) существует реальная угроза, что значительная часть прироста внутреннего спроса будет покрываться импортом – особенно в условиях роста курса рубля. В случае же стимулирования сбережений сохраняется угроза того, что инвестиционная активность останется на низком уровне и внутренние сбережения окажутся «лишними» для реального сектора и банковской системы. Модель экономического роста за счет инвестиций предполагает не только рост сбережений, но и стимулирование инвестиционной активности – за счет улучшения бизнес-климата, финансовой стабильности, налоговых льгот, участия государства и прочих факторов.

При этом докладчик подчеркнул, что эффективность экономической политики снижается за счет институциональных ограничений.

Директор по научной работе Института Гайдара Сергей Дробышевский свое выступление посвятил экономической повестке 2018–2024 гг. Он отметил позитивные итоги 2017 г., в частности, возобновление роста реального ВВП (около +1,5%), рост инвестиций в основной капитал. Однако, по мнению эксперта, вряд ли можно с полным основанием утверждать, что последствия кризиса 2008–2009 гг. преодолены и что Россия вышла на новую траекторию устойчивого роста, и угроза новой рецессии, причем даже в краткосрочной перспективе, в 2018 или 2019 гг., – миновала.

Среди первоочередных шагов в области экономической политики, объявление которых может оказать позитивное влияние на ожидания, С. Дробышевский назвал: бюджетный маневр, предусматривающий повышение удельного веса производительных расходов, в том числе за счет оптимизации непроизводительных статей; масштабное разгосударствление экономики, что позволит сломать тенденцию к сужению пространства для частной инициативы, благотворно скажется на развитии российских финансовых рынков, позволит привлечь иностранные инвестиции, а также сформировать предпосылки для повышения качества корпоративного управления; изменение системы валютного регулирования (замена валютного контроля на налоговый контроль, а также контрольные мероприятия в рамках противодействия легализации доходов, полученных преступным путем и финансирования терроризма).

    

Доклад Георгия Идрисова, руководителя Научного направления «Реальный сектор» ИЭП имени Е.Т. Гайдара, был посвящен современному взгляду на промышленную политику. В нем были рассмотрены не только теоретические концепции или подходы к использованию различных инструментов промышленной политики, но и их практическая реализация. На основании наиболее значимых нынешних вызовов российскому развитию эксперт представил наиболее актуальные решения отраслевого развития, находящиеся сегодня на повестке дня.

Проректор по стратегическому развитию БашГУ Рустем Ахунов в своем докладе остановился на проблемах и перспективах социально-экономического развития Башкортостана.

Владимир Комаров, Директор центра стратегий регионального развития ИПЭИ РАНХиГС при Президенте РФ рассказал об опыте разработки стратегий социально-экономического развития территорий.

Эксперт осветил, в том числе, лучшие практики современных стратегий развития территорий: гуманистическая среда, в центре – человек (гуманистическая среда, возможности для самореализации, удержание специалистов); устойчивость развития, поиск видения (активная экологическая политика, зеленая экономика и возобновляемые ресурсы); показали качества жизни и личного счастья (расширенный блок индикаторов, характеризующих качество жизни с разных сторон); конкретность и лаконичность, понятное «дерево» стратегии (уход от диагностики и описания текущего состояния, конкретные, интуитивно понятные обществу меры); эффект от кооперации и сотрудничества (кластерная политика, умная специализация в отдельных сегментах); пространственный блок / градостроительство (транспортный каркас и агломерационные эффекты, межрегиональное сотрудничество).

Выступление директора Института макроэкономических исследований ВАВТ, ведущего научного сотрудника лаборатории бюджетной политики Института Гайдара Ильи Соколова было посвящено рассмотрению бюджетного маневра как фактора экономического роста.

Как отметил докладчик, бюджетный маневр предполагает поддержание расходов на уровне 33,5–34,0% ВВП в период 2019–2024 гг.; рост производительных расходов к 2024 г. с 11% до 13,5% ВВП, что соответствует среднеевропейскому уровню; преодоление хронического недофинансирования расходов, обеспечивающих долгосрочное развитие – как по международным меркам, так по требованиям приоритетов внутренней политики; финансирование статей расходов, приоритетных для граждан; финансирование расходов вместе с повышением их эффективности и структурными изменениями в секторах; изменение структуры расходов в соответствии с изменениями в приоритетах развития.

Согласно приведенным в докладе прогнозам, изменение структуры расходов бюджетной системы должно оказать весьма ощутимое влияние на экономику страны. Так, к 2024 г. ВВП должен вырасти на 30%, реальные располагаемые доходы населения – на 25%, бедность сократится на 25%, ежегодный экономический рост составит 3,6%.

Кроме того, в условиях бюджетного маневра бюджеты субъектов РФ увеличатся с 11,6% ВВП в 2017 г. до 11,8% в 2020 г. и 12,0% в 2024 г. Одновременно расходы к 2020 г. снизятся с 11,7% до 11,4% ВВП и вновь возрастут до 11,7% ВВП к 2024 г. В результате общий дефицит бюджетов в 0,1% ВВП в 2017 г. сменится профицитом в 0,4% ВВП в 2020 г. и в 0,3% в 2024 г. При этом число «дефицитных» субъектов сократится с 47 в 2017 г. до 29 в 2024 г., а число «профицитных», напротив, увеличится соответственно с 38 до 56.

Доклад Александра Дерюгин, с.н.с. лаборатории бюджетной политики РАНХиГС при Президенте РФ, научного сотрудника лаборатории бюджетной политики ИЭП имени Е.Т. Гайдара, был посвящен направлениям совершенствования бюджетных правил на региональном уровне. Среди проблем бюджетных правил для регионов в России он назвал негибкость, отсутствие встроенных ограничителей для регионов с относительно высоким накопленным уровнем долга, дискриминацию по уровню дотационности, фактический переход на «ручное управление», отсутствие ответственности за нарушение правил.

По словам докладчика, совершенствованию бюджетных правил на региональном уровне должны способствовать такие меры, как: отмена привязки значений фискальных ограничений по долгу и дефициту к уровню дотационности региона; ввод дифференцированных ограничений по дефициту для регионов, отрицательно зависящих от их долговой нагрузки; установка возможности временного смягчения ограничений по дефициту и долгу в условиях кризиса и чрезвычайных ситуаций; отмена бюджетных правил, соблюдение которых сложно проконтролировать и которые связаны с выбором структуры расходов, а не с параметрами бюджетной устойчивости (долгом и дефицитом), в том числе ограничений на объем расходов на оплату труда и содержание ОГВ, а также ограничений на расходы, не связанные с решением вопросов, отнесенных к полномочиям ОГВ субъектов федерации.

Замминистра финансов Республики Башкортостан Наталья Калугина рассказала о новых инструментах бюджетной устойчивости республики; Президент Фонда поддержки законодательных инициатив  Григорий Томчин – о развитии мелкого и среднего бизнеса в регионах и федеральном регулировании бизнес-климата; Директор Института социально-экономических исследований УФИЦ РАН Дамир Гайнанов – о региональных особенностях экономического стратегирования в проекции проблем пространственного развития Республики Башкортостан; Директор ГАНУ Институт стратегических исследований РБ Азат Янгиров – о стратегических ориентирах территориального развития Республики Башкортостан.

Завершило Гайдаровские чтения в Уфе выступление модератора конференции – вице-президента АН РБ Александра Дегтярева, посвященное стратегии научно-технологического развития Республики Башкортостан.

Презентации к выступлениям: