Анализ межбюджетных отношений Республики Алтай и разработка программы реформ в регионе (Правительство Республики Алтай, 1998)
Исследование законодательных и конституционных взаимоотношений между различными уровнями правительства явилось отправной точкой для определения сферы ответственности и соотношения каждой из ветвей власти. Это имеет принципиальное значение при подготовке бюджета, определения нормативов расходов, а также установления рамок трансфертов меду уровнями правительства.
Предметом изучения стало сопоставление регионального и федерального бюджетного законодательства в контексте общих проблем законодательных положений управляющих бюджетным федерализмом.
В бюджетном законодательстве региона есть немало позитивных моментов, в частности, регулирование межбюджетных отношений, расщепление налогов на федеральную и региональную части, выделение средств местным органам самоуправления на уровне не ниже, чем минимум, гарантированный на постоянной основе. Вместе с тем действующие механизмы бюджетного процесса позволяют законодателям по окончании процедуры принятия бюджета предлагать изменения и дополнения к нему, которые могут привести к разбалансированности показателей.
Серьезные финансовые проблемы экономики Республики Алтай актуализируют принятие соответствующего законодательства. Функционирование на территории Республики Алтай «Эколого-экономической зоны» позволяет получить налоговые освобождения от местных налогов тем компаниям, которые в ней зарегистрированы. Соответствующие фонды являются внебюджетными, и в противоречие с федеральным законодательством многие важные параметры и нормы не были утверждены законодателями региона.
Исследование действующей системы государственной поддержки экономического и социального развития Республики Алтай показал, что причины низкой эффективности имеют институциональный, нормативно-правовой и конъюнктурный характер. Отсутствуют взаимоувязанная система федеральных и региональных законов, стабильные принципы и нормативы распределения средств финансовой поддержки, четкие приоритеты развития на среднесрочную и долгосрочную перспективу.
Это позволит уточнить приоритеты государственной поддержки, предусмотреть концентрацию выделяемых финансовых ресурсов для решения поставленных задач, повысит взаимную ответственность федерального центра и региональных властей за решение наиболее острых социально-экономических проблем, даст возможность разработать модель сокращения объемов федеральных дотаций. Решение этих проблем предполагает формирование благоприятной предпринимательской и инвестиционной среды и в значительной степени связано с совершенствованием нормативно правовой базы.
Четверг, 15.01.1998