Определение направлений совершенствования системы налогообложения предприятий нефтедобывающей и нефтеперерабатывающей отраслей экономики России (ОАО «ТНК-ВР-Менеджмент», 2005-2006 гг.)
С 1 октября 2005 г. Институт экономики переходного периода приступил к реализации проекта «Определение направлений совершенствования системы налогообложения предприятий нефтедобывающей и нефтеперерабатывающей отраслей экономики России» в рамках договора с ОАО «ТНК-ВР-Менеджмент».
Срок окончания работ – 31 июля 2006 г.
Состояние проблемы
Отрасли, связанные с добычей и переработкой нефти, являются в настоящее время базовыми для российской экономики, они вносят основной вклад в формирование доходов государственного бюджета и активного сальдо торгового баланса страны. В связи с этим чрезвычайно важное значение имеет построение эффективной налоговой системы для данного сектора экономики. Эта система должна обеспечивать, с одной стороны, изъятие в пользу государства природной ренты, генерируемой при подаче нефти, с другой – сохранение достаточных стимулов для инвестиций в данный сектор экономики. Проведенная в период 2000-2004 гг. реформа системы налогообложения нефтегазовой промышленности позволила существенно повысить бюджетную эффективность налоговой системы, однако ряд серьезных проблем налогообложения остается нерешенным.
Основным результатом налоговой реформы в нефтегазовой промышленности явилось введение в 2002 г. налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ), который заменил действовавшие до этого платежи за пользование недрами, отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы и акциз на нефть, и установление применительно к нефти специфической ставки данного налога, корректируемой с учетом уровня мировых цен на нефть и валютного курса рубля. Введение НДПИ позволило упростить налоговую систему и привести ее в соответствие с мировой практикой. Установление же для нефти специфической ставки НДПИ на период отладки механизма применения рыночных цен для целей исчисления налогов позволило преодолеть негативные налоговые последствия трансфертного ценообразования. Важными элементами реформирования налогообложения нефтегазовой промышленности явились также перераспределение налоговых платежей, взимаемых при добыче углеводородов, в пользу федерального бюджета и законодательное установление предельных размеров вывозных таможенных пошлин на нефть, изменяющихся в зависимости от уровня мировых цен. С 2004 г. установлена специфическая ставка НДПИ при добыче природного газа и отменен акциз на природный газ. В дополнение к общей системе налогообложения были реформированы основы применения специальных налоговых режимов в форме соглашений о разделе продукции.
Вместе с тем, установление баланса между налоговыми изъятиями и инвестиционными потребностями нефтегазовой промышленности, создание благоприятных условий для инвестиций требуют дополнительного исследования ряда нерешенных проблем налогообложения, в том числе решение более общих проблем налоговой системы в России – определения и применения в целях налогообложения диапазона рыночных цен на нефть и нефтепродукты, дифференциации налогообложения в зависимости от горно-геологических и экономико-технических характеристик конкретных месторождений, применения в налогообложении специальных налогов на природную ренту (дополнительный доход) и некоторые другие.
Цель проекта
Основной целью проекта является исследование результатов проведенной реформы налогообложения нефтегазового сектора российской экономики, а также разработка на основе этого исследования предложений в области экономической политики государства (включая предложения в области налоговой политики), обеспечивающих стимулирование развития нефтедобывающей и нефтеперерабатывающей отраслей российской экономики.
Основные направления научно-исследовательских работ
Срок окончания работ – 31 июля 2006 г.
Состояние проблемы
Отрасли, связанные с добычей и переработкой нефти, являются в настоящее время базовыми для российской экономики, они вносят основной вклад в формирование доходов государственного бюджета и активного сальдо торгового баланса страны. В связи с этим чрезвычайно важное значение имеет построение эффективной налоговой системы для данного сектора экономики. Эта система должна обеспечивать, с одной стороны, изъятие в пользу государства природной ренты, генерируемой при подаче нефти, с другой – сохранение достаточных стимулов для инвестиций в данный сектор экономики. Проведенная в период 2000-2004 гг. реформа системы налогообложения нефтегазовой промышленности позволила существенно повысить бюджетную эффективность налоговой системы, однако ряд серьезных проблем налогообложения остается нерешенным.
Основным результатом налоговой реформы в нефтегазовой промышленности явилось введение в 2002 г. налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ), который заменил действовавшие до этого платежи за пользование недрами, отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы и акциз на нефть, и установление применительно к нефти специфической ставки данного налога, корректируемой с учетом уровня мировых цен на нефть и валютного курса рубля. Введение НДПИ позволило упростить налоговую систему и привести ее в соответствие с мировой практикой. Установление же для нефти специфической ставки НДПИ на период отладки механизма применения рыночных цен для целей исчисления налогов позволило преодолеть негативные налоговые последствия трансфертного ценообразования. Важными элементами реформирования налогообложения нефтегазовой промышленности явились также перераспределение налоговых платежей, взимаемых при добыче углеводородов, в пользу федерального бюджета и законодательное установление предельных размеров вывозных таможенных пошлин на нефть, изменяющихся в зависимости от уровня мировых цен. С 2004 г. установлена специфическая ставка НДПИ при добыче природного газа и отменен акциз на природный газ. В дополнение к общей системе налогообложения были реформированы основы применения специальных налоговых режимов в форме соглашений о разделе продукции.
Вместе с тем, установление баланса между налоговыми изъятиями и инвестиционными потребностями нефтегазовой промышленности, создание благоприятных условий для инвестиций требуют дополнительного исследования ряда нерешенных проблем налогообложения, в том числе решение более общих проблем налоговой системы в России – определения и применения в целях налогообложения диапазона рыночных цен на нефть и нефтепродукты, дифференциации налогообложения в зависимости от горно-геологических и экономико-технических характеристик конкретных месторождений, применения в налогообложении специальных налогов на природную ренту (дополнительный доход) и некоторые другие.
Цель проекта
Основной целью проекта является исследование результатов проведенной реформы налогообложения нефтегазового сектора российской экономики, а также разработка на основе этого исследования предложений в области экономической политики государства (включая предложения в области налоговой политики), обеспечивающих стимулирование развития нефтедобывающей и нефтеперерабатывающей отраслей российской экономики.
Основные направления научно-исследовательских работ
- Макроэкономический анализ предпосылок, содержания и текущих результатов налоговой реформы в России.
- Анализ итогов налоговой реформы в части налогообложения нефтегазовой промышленности и оценка эффективности действующей системы налогообложения нефтегазовой промышленности:
- рассмотрение предпосылок и содержания реформы налогообложения предприятий нефтегазовой промышленности, основных элементов действующей системы налогообложения;
- анализ опыта и эффективности применения НДПИ и экспортных пошлин в нефтегазовом секторе в 2002-2005 гг.;
- оценка изменения налоговой нагрузки на нефтяной сектор экономики в ходе налоговой реформы;
- оценка влияния действующей системы налогообложения на инвестиционную активность при различных ценах на нефть и газ;
- анализ современной международной практики налогообложения нефтегазовой промышленности, оценка соответствия российской системы налогообложения современным тенденциям;
- сравнительный анализ налоговой нагрузки на нефтяной сектор экономики в России и зарубежных странах;
- оценка современного положения и инвестиционных потребностей нефтяной промышленности.
- Разработка предложений по построению системы налогообложения нефтегазовой промышленности, стимулирующей инвестиции:
- анализ возможностей совершенствования системы налогообложения нефтегазовой промышленности путем изменения действующих налоговых ставок;
- анализ возможности совершенствования рентных вариантов налогообложения нефтегазовой промышленности в России: переход от НДПИ к роялти и (или) налогу на дополнительный доход от добычи углеводородов;
- анализ возможных и реализуемых вариантов дифференциации налоговой нагрузки в зависимости от горно-геологических и экономико-технических характеристик конкретных месторождений;
- оценка перераспределения налоговой нагрузки между экспортными пошлинами и НДПИ в связи со вступлением России в ВТО;
- разработка требований к параметрам и особенностям организации биржевой торговли нефтепродуктами с целью использования биржевых котировок в качестве рыночных для расчета налогов;
- анализ возможностей совершенствования налогов общего применения с целью улучшения условия для инвестиций.
Понедельник, 16.01.2006