Оценка социально-экономических и финансовых эффектов от реализации различных сценариев регулирования пивоваренной отрасли до 2020 г. (Союз российских производителей пиво-безалкогольной продукции, 2016)

В июле 2016 г. специалисты Института Гайдара приступили к выполнению научного исследования «Оценка социально-экономических и финансовых эффектов от реализации различных сценариев регулирования пивоваренной отрасли до 2020 г.» в рамках договора с Союзом российских производителей пивобезалкогольной продукции.

Цель исследования – анализ социально-экономических последствий реализации альтернативных сценариев государственного регулирования пивоваренной отрасли до 2020 г.

Достижение поставленной цели предполагало реализацию следующих задач:

1. Анализ актуального мирового опыта регулирования производства и потребления алкогольной продукции.

2. Оценка (в рамках показателей, представленных в п. 3) последствий реализации следующих сценариев государственного регулирования пивоваренной отрасли и производства крепких алкогольных напитков на период до 2020 г.

   а) сценарий 1 («сбалансированный»): 

      • заморозка на период до 2018 г. ставок акцизов на всю алкогольную продукцию на уровне 2016 года с их последующим ростом в 2019–2020 гг. в соответствии с прогнозируемым уровнем инфляции;

      • смягчение норм регулирования в отношении пива (отмена запрета на продажу в киосках, отмена запрета на круглосуточную продажу, отмена запрета на рекламу).

  б) сценарий 2 («приоритет – экономика»):

     • сохранение заложенных в «Основных направлениях налоговой политики Российской Федерации на 2016 год и плановый период 2017–и 2018 годов» (далее – ОННП) ставок акциза на всю алкогольную продукцию с их последующим ростом до 2020 года в соответствии с прогнозируемым уровнем инфляции;

     • сохранение норм регулирования в отношении пива и крепких алкогольных напитков (запрет на продажу в киосках, запрет на круглосуточную продажу, запрет на рекламу).

  в) сценарий 3 («приоритет – здоровье»):

     • сохранение заложенных в ОННП ставок акциза на всю алкогольную продукцию с их последующим ростом до 2020 г. в соответствии с прогнозируемым уровнем инфляции;

     • равномерное повышение акциза на крепкие напитки до 1000 руб. за литр чистого спирта к 2020 г.;

     • ужесточение норм регулирования в отношении пива и крепких алкогольных напитков (дополнительно: запрет на продажу крепкого алкоголя вне специализированных магазинов; запрет на продажу пива в магазинах на 1-м этаже жилых домов).

3. Оценка последствий реализации сценариев государственного регулирования пивоваренной отрасли и производства крепких алкогольных напитков на период до 2020 г. (п. 2) посредством оценки следующих основных показателей:

   а) динамика объемов потребления (производства) продукции пивоваренной отрасли;

   б) влияние на уровень бюджетных поступлений от пивоваренной и смежных отраслей (объем акцизных сборов);

   в) совокупный социально-экономический эффект (в терминах валовой добавленной стоимости и влияния на занятость) от реализации рассматриваемого сценария для российской экономики, в том числе в рамках 

     • прямого влияния на экономические показатели пивоваренной индустрии;

     • косвенного влияния на смежные отрасли.

Все работы по проекту были завершены к 1 сентября 2016 г. 

Понедельник, 19.09.2016