Цели и задачи в области устойчивого развития субъектов Федерации имеют комплексный характер с учетом общенациональных интересов и приоритетов.

Формирование экономической модели устойчивого развития предполагает формирование эффективного производства и рационального потребления, основанного на высокопродуктивной занятости, повышении качества человеческого капитала, инновациях и экологической безопасности. Важно не только признавать наличие связи между устойчивым развитием и соответствующими процессами в экономической, социальной и экологической областях, но и формировать комплексную программу длительной поддержкой.

Имплементация целей устойчивого развития в государственные программы, документы стратегического планирования, разрабатываемые в рамках целеполагания по отраслевому и территориальному принципу на федеральном уровне, способствует реализации Стратегии пространственного развития Российской Федерации, предусмотренных Законом о стратегическом планировании и Перечнем государственных программ. Госпрограммы сгруппированы в пять программных блоков: «Сбалансированное региональное развитие», «Эффективное государство», «Инновационное развитие и модернизация экономики», «Новое качество жизни», «Обеспечение национальной безопасности».

Высокая инерционность процессов территориально-пространственного развития привела к изменению рейтингов субъектов Федерации по конкурентоспособности и инвестиционной привлекательности на внутреннем рынке, а также усилила ограничения инфраструктурных, управленческих и трудовых факторов. Обострение проблем регионального развития явилось следствием противоречивости тенденций функционирования инерционной системы размещения элементов национального богатства и динамичных изменений системы экономических факторов, формирующих рыночную среду.

Исходя из анализа динамики развития субъектов Федерации в контексте изменения общеэкономических условий и региональных программ развития представляется возможным объяснить территориальные особенности, оценить риски и выгоды регионов в зависимости от решений в области инвестиционной и социальной политики. Результативность механизмов и инструментов региональной политики оценивается по обоснованности декларируемых целей и приоритетов, качественных и количественных параметров, а также практики решения проблем снижения административных барьеров, развития институтов и инфраструктуры для поддержки бизнеса и управления.

В российской экономике на федеральном и региональном уровнях усилились дифференциация и диспропорции по таким показателям, как привлечение инвестиций, предпринимательский климат и результативность управления. Проблемы оценки эффективности региональной инвестиционной политики в рамках методологии формирования институциональной и регуляторной среды находят поддержку на федеральном уровне и определяют комплекс практических рекомендаций по совершенствованию и корректировке инвестиционной политики регионов и по стимулированию управления на территориальном уровне.

Инструментами оценки инвестиционной деятельности, как правило, являются макроэкономические показатели территорий, которые в некоторых случаях дополняются оценками ситуации бизнес-сообществом. Как показывает российская и международная практика, положительный эффект в области привлечения инвестиций зависит от снижения административных барьеров. В связи с этим принципиально важным становится определение эффективности деятельности федеральных и региональных органов исполнительной власти по улучшению инвестиционного и предпринимательского климата как фактора выхода на траекторию устойчивого экономического роста.

В рамках традиционного подхода инвестиционная активность ставится в зависимость от степени индустриализации региона, поскольку предполагается отлаженная инвестиционная инфраструктура отраслей специализации и крупных предприятий, обеспечивающая некоторый критический объем инвестиций даже при неблагоприятных условиях. Однако современная модель инвестиционной и промышленной политики направлена на комплексное формирование производственной и социальной инфраструктуры для устойчивого роста и включает координацию действий по эффективному использованию потенциальных ресурсов, по изменению системы пространственно-экономических отношений и внедрению новых прогрессивных форм организационных и управленческих структур.

Благоприятный инвестиционный климат характеризуется такими показателями, как совершенствование механизмов привлечения инвестиций в регионы и упрощение процедур ведения бизнеса, формирование адекватной инфраструктуры, тиражирование лучших практик и развитие инструментария оценки эффективности управления и мониторинга.

Оценка экономической устойчивости и возможности восстановления регионов после экономических кризисов связана с анализом системы показателей инвестиционного климата, деловой среды, рисков и потенциала. Рейтинги инвестиционного климата для инвесторов характеризуют комфортность среды ведения бизнеса, для регионов – являются инструментом оценки и критического осмысления собственной деятельности с позиций примеров лучших практик изменения инвестиционного климата в регионах-лидерах.

Ольга Изряднова – зав. лабораторией структурных проблем экономики