Алексей Ведев: Почему ускорение экономики невозможно без средств ФНБ

Издание РБК опубликовало авторскую колонку ведущего научного сотрудника Института Гайдара Алексея Ведева, посвященную вопросам будущего Фонда национального благосостояния (ФНБ). 
Дальнейшая консервация Фонда национального благосостояния не обеспечит стабильности российской экономики, а лишь будет содействовать ее сползанию в рецессию, пишет автор. Дискуссия о возможности использовать средства Фонда национального благосостояния обостряется по мере приближения его объемов к отметке в 7% ВВП. Превышение этого уровня дает правительству возможность использовать накопления в различных инвестиционных проектах.

Противники трат ФНБ в качестве аргументов используют недостаточность этого уровня для страховки бюджетных обязательств, а также опасность инфляционного давления в результате увеличения расходов. Действительно, многие эксперты согласны, что порог в 7% ВВП должен относиться только к ликвидным активам, ведь часть ФНБ уже вложена в инвестиционные проекты. Что касается инфляционного давления, то, полагаю, этот риск ничтожен. Российская экономика скорее сталкивается с угрозой дефляции или длительным пребыванием показателя инфляции ниже целевого уровня в 4%, нежели с увеличением индекса цен.

Неразумная жесткость

Актуальность дискуссии о судьбе средств ФНБ подтверждают не лучшие итоги экономического развития России в первом полугодии 2019 года и пересмотр правительством и большинством экспертов прогнозов на текущий и следующий годы. Фронтальное снижение ключевых макроэкономических параметров связано с замедлением внутреннего спроса и ухудшением внешних условий.

Прежде всего, согласно последней версии прогноза Минэкономразвития, ожидается снижение темпов роста потребительского кредитования с 24 до 4% год к году уже в следующем году. Если вклад потребительского кредита в прирост конечного спроса, по оценке министерства, в 2019 году составит 1,7 трлн руб., то в 2020-м — лишь 0,4 трлн руб. В результате предполагается резкое замедление роста потребительского спроса до 0,6%. На фоне ожидания замедления внешнего спроса (в силу падения цен на нефть и торможения мировой экономики) темпы роста ВВП в 1,7% уже в 2020 году выглядят нереальными.

Дополнительное замедление внутреннего спроса, наконец признает Минэкономразвития, вызвано сохранением жесткой денежно-кредитной политики при одновременном ужесточении бюджетной политики; эксперты уже года два говорят о рисках такого курса.

При этом бюджетный план предполагает сохранение профицита федерального бюджета в среднесрочной перспективе. По итогам первого полугодия 2019 года профицит составил 3,4% — и это при резком замедлении экономического роста. А вот расходы были исполнены лишь на 42,5% от столь жесткого плана.

Во второй половине 2018 года ключевая ставка была повышена до 7,75%. Представляется очевидным, что никакие налоговые новации не могли ускорить инфляцию при таком низком внутреннем спросе. В итоге сегодня инфляция уверенно стремится ниже целевого уровня в 4%.

Жесткая денежная и бюджетная политика обусловила снижение инвестиционной активности. Если в 2018 году инвестиции выросли на 4,3%, хотя многие эксперты считают данные Росстата завышенными, то за первые шесть месяцев 2019-го рост составил символические 0,6%. Одной из ключевых предпосылок обращения экономики России к устойчивому росту является переход на инвестиционную модель развития, ключевым фактором которого является увеличение доли накопления. Однако пока наблюдается обратная ситуация, прежде всего в силу снижения бюджетных инвестиционных расходов.

МЭР ожидает рост инвестиций в следующем году на 5% и сохранение темпов роста инвестиций в диапазоне 5,3–6,5% в среднесрочной перспективе (до 2024 года). Это крайне амбициозные планы, реализация которых возможна только при кардинальном смягчении бюджетной и кредитно-денежной политики. Но ожидать в ближайшее время оживления частной инвестиционной деятельности вряд ли стоит: это сложно в силу как низкого внутреннего спроса, так и вероятного ухудшения внешних условий.

Дополнительно отмечу ухудшение структуры инвестиций. В кризис наиболее существенно упали инвестиции в машины и оборудование (на 30%, потом они выросли лишь на 17%), тогда как инвестиции в здания и сооружения были более стабильными. Важно, что инвестиции в машины и оборудование критически зависят от курса рубля и в наименьшей степени подвержены импортозамещению.

Правила для инвестиций

Таким образом, использование средств ФНБ — необходимое и даже неизбежное условие для поддержания экономического роста. Причем даже незначительного роста, не говоря уже о достижении 5-го места среди мировых экономик. Прежде всего средства фонда должны направляться на инфраструктурные проекты. Далее необходимо расширение инвестиций в производство машин и оборудования — такие вложения наименее зависимы от инфляции, поскольку предполагают закупку инвестиционных товаров за рубежом.

Но надо строго определить критерии «самоокупаемости инфраструктурных проектов» и использовать оценки прямого возврата средств инвестору. Важны и косвенные оценки результативности проектов, такие как совокупные дополнительные бюджетные поступления, создание дополнительных рабочих мест, в конечном итоге мультипликативный эффект для экономического роста.

Сегодня очевидно, что у нас баланс между стабильностью и ростом значительно смещен в сторону стабильности. Жесткая денежная политика и предельно жесткая бюджетная политика обуславливают затухание роста даже в условиях благоприятных внешних условий. Дальнейшая консервация ФНБ не обеспечит стабильности, поскольку сама по себе она лишь содействует сползанию российской экономики в рецессию, в рамках которой и предполагается использование накапливаемых средств.

Среда, 04.09.2019