Банальное повышение зарплат чиновникам качественно не изменит госслужбу

На днях министр труда и соцзащиты Максим Топилин заявил о том, что зарплаты у чиновников очень низкие, кроме того, региональные власти испытывают кадровый голод.


«Если вы посмотрите зарплаты государственных служащих, по статистике, вы увидите, что они отличаются от средних зарплат в промышленном секторе. Если мы возьмем зарплаты территориальных органов, в том числе контролирующих территориальных органов – она очень низкая, очень», – аргументировал Топилин.

Министр отметил также, что в настоящее время Минтруд разрабатывает меры, направленные на повышение привлекательности госслужбы для чиновников.

Анализ организации государственной службы в развитых странах (на примере стран ОЭСР) позволяет выделить в целом два вида системы оплаты труда чиновников. В рамках первого основной акцент делается на социальные гарантии и компенсации (т.е. социальный пакет, как это сделано, например, в США, Германии, Японии и др.), а не на денежное содержание. Вторая модель оплаты труда, напротив, предполагает более высокое денежное содержание, в то время как социальному пакету отводится незначительная роль.

Заметим, что попытки реформирования государственного аппарата, направленного на повышение мотивации и качества работы чиновников и эффективность аппарата в целом, в России были предприняты в 2000-х годах. В этой связи полезным представляется анализ опыта стран ОЭСР в этой области, где такие реформы начались уже в 1980-х годах.

Вне всякого сомнения, способы повышения привлекательности государственной службы не ограничиваются только лишь материальными стимулами. Важную роль здесь играют, в частности, четкое разделение полномочий различных ведомств, оценка работы чиновников по их результатам и повышение квалификации специалистов. Без реализации этих и других мер банальное повышение зарплат госслужащих (напомним, что, согласно проекта федерального бюджета на 2014–2016 гг., зарплаты  федеральных государственных гражданских служащих к 2016 г. должны вырасти в 2,6 раза) приведет не к качественным сдвигам в госслужбе, а лишь к необоснованному росту расходной части российского бюджета за счет одной из статей, оказывающих контрпродуктивное влияние на экономику. Вместе с тем, о конкретных шагах по реформированию госслужбы в России на данный момент пока не слышно.

М.В. Казакова  – к.э.н., зав. лабораторией проблем экономического развития

Пятница, 19.07.2013