Банк России и Минфин изучают поправки в законодательство в сфере исламских финансов

В рамках Гайдаровского форума состоялась экспертная дискуссия «Исламские финансы: проблемы формирования отрасли». На актуальность данной тематики указывает то, что дискуссия по ней на форуме проводится уже второй год подряд.

В этом году состав участников дискуссии был еще более представительным, чем в прошлом. Главным вопросом, который всегда подразумевается при обсуждении темы исламских финансов, является: какую пользу может принести этот новый вид финансовых взаимоотношений для российской экономики? Ответ простой, и заключается он в том, что, развитие исламских финансов позволит привлечь в экономику, во-первых, сбережения той части населения страны, которая до этого не имела возможности сберегать, и во-вторых, иностранные инвестиции путем выпуска российскими компаниями исламских ценных бумаг. Но оба этих механизма, строго говоря, требует изменений в законодательстве.

Заместитель председателя Комитета Государственной Думы по финансовому рынку Дмитрий Савельев в своем докладе отметил, что нужно идти в этом направлении путем точечных изменений в различных законодательных актах и рассказал о том, что за прошлый год им было внесено в Думу на рассмотрение 6 законопроектов, направленных на создание исламских финансовых инструментов. Два из них касаются Гражданского Кодекса и Закона о банках и направлены на снятие существующего обязательного условия платности займа. Этот аспект является одним из ключевых, так как по принципам исламских финансов предоставление денежных средств (будь то вклады физических и юридических лиц в финансовых организациях или какой-либо другой вид) должно происходить на основе разделения прибыли, а не на условии фиксированной доходности. Остальные законопроекты касаются вопросов страхования, лизинга, торговли реальными активами и доверительного управления имуществом банками.

Заместитель директора Департамента финансовой политики Министерства Финансов Сергей Платонов согласился с тем, что необходимо вносить точечные изменения в законодательство, но отметил, что такие изменения не должны затрагивать уже действующих участников финансового рынка так, чтобы это приводило к возрастанию рисков в экономике. В качестве примера он пояснил, почему правительством был дан отрицательный отзыв на законопроект Савельева, разрешающий банкам заниматься торговой деятельностью. Основная причина такого отзыва – риски ослабления контроля за деятельностью банков и нарушения прав вкладчиков.

Доклад Президента Фонда развития исламского бизнеса и финансов Линара Якупова был посвящен Технико-экономическому обоснованию (ТЭО) развития исламских финансов в Республике Татарстан (РТ), которое было выполнено совместно с малазийскими специалистами по заказу Правительства Татарстана и принято в декабре прошлого года. Он отметил, что ТЭО – это первый официальный документ, в котором (на 400 страницах) приведены все необходимые меры для создания исламского финансового сектора, как в РТ, так и во всей РФ, в том числе все необходимые для этого изменения в законодательстве. Основной вывод из ТЭО – создание исламского финансового сектора в РТ является востребованным.

Докладчик призвал органы государственной власти, бизнес и экспертное сообщество изучить ТЭО с тем, чтобы сформировать общее мнение об эффективности предлагаемых в нем мер. Особую роль по изучению этого документа следует отвести Центральному Банку и Министерству Финансов как главным органам регулирования финансового рынка.

Заместитель председателя ЦБ Александр Торшин в своем докладе рассказал о том, что в Банке России создана рабочая группа по изучению опыта функционирования исламских финансовых институтов и возможностей их развития в России. Он отметил, что этой группе нужно время на изучение всех вопросов и на данный момент ЦБ не готов дать оценку целесообразности масштабных изменений в регулировании финансового рынка. Однако выступающий добавил, что Банк России не против того, чтобы исламские финансовые продукты присутствовали на финансовом рынке и, что по его личному мнению такие продукты будут успешно развиваться.

Доклад юриста международной юридической компании Linklaters Хамзата Асабаева был посвящен вопросам сопровождения эмиссии исламских ценных бумаг – сукук и возможностям выхода российских компаний на этот рынок. Он отметил, что между крупными сделками по привлечению иностранного капитала российскими компаниями (путем выхода на IPO или выпуска еврооблигаций) и крупными сделками по выпуску исламских ценных бумаг иностранными компаниями есть одно важное общее звено – эти сделки были проведены в рамках юрисдикции Великобритании. Это означает, что, так как у российских компаний есть опыт привлечения капитала в рамках английского права, то они могут воспользоваться этим опытом для привлечения капитала путем выпуска сукук.

Особенность процесса выпуска сукук заключается в получении экспертизы шариатского совета о соответствии финансового инструментам всем принципам исламских финансов. Однако весь процесс, так или иначе, проходит в рамках английской юрисдикции и все составные его части хорошо знакомы российским компаниям. Поэтому докладчик делает вывод о том, что нет никаких фундаментальных причин, препятствующих выходу российских компаний на рынок сукук. Главное препятствие – отсутствие целенаправленной, последовательной работы по изучению отрасли выпуска исламских ценных бумаг и взаимодействия с основными игроками, сопровождающими такие сделки (в том числе, с оказывающими услуги шариатской экспертизы). Ведь еще 25 лет назад выход российских компаний на рынки IPO и еврооблигаций мог рассматриваться как большой подвиг, но в какой-то момент компании преодолели этот барьер путем изучения рынка и взаимодействия с его игроками, и теперь – это привычное явление.

Коротко резюмируя выступления участников данной секции, можно сказать следующее. На данный момент выявлены необходимые законодательные изменения для создания исламского финансового сектора в российской финансовой системе и часть этих изменений уже внесена в Думу. Однако Банк России и Министерство Финансов изучают данные меры и пока не готовы дать им свою оценку. Поэтому правовые ограничения на развитие исламских финансовых услуг в российской экономике сохраняются, что нельзя сказать об ограничениях на выход российских компаний на рынок исламских ценных бумаг. Российские компании могут выпускать исламские ценные бумаги в рамках английского права так же, как они выпускают еврооблигации, но для этого им необходимо преодолеть «психологический» барьер.

Таким образом, из двух механизмов извлечения выгод для российской экономики от развития исламских финансов – стимулирования внутренних сбережений и привлечение внешних инвестиций – пока потенциально может работать только второй.

Бекхан Чокаев – старший научный сотрудник

Пятница, 15.01.2016