Бюджет будет сбалансирован в ущерб экономическому росту

2 июля правительственная комиссия по бюджетным проектировкам рассмотрит поправки в федеральный бюджет на 2015 г. и на плановый период 2016 и 2017 гг. с учетом недавних предложений Минфина России по сокращению дефицита бюджета более чем на 0,5 п.п. ВВП (с 1 до 0,4% ВВП).

 

Реализация такого сокращения будет возможна за счет увеличения нефтегазовых доходов федерального бюджета (на 702 млрд руб.) при сокращении предельных расходов и увеличении внешних заимствований. По мнению Минфина, рост нефтегазовых доходов будет возможен за счет улучшения условий торговли (роста цен на нефть Urals и экспортных цен на газ в страны дальнего зарубежья) и роста прогнозного курса доллара.

 

Доходную часть федерального бюджета Минфин планирует пополнить также за счет приватизации «Роснефти» в 2014–2015 гг. и учета полученных доходов в бюджете на 2016 г. Кроме того, еще одним источником доходов, по мнению ведомства, может стать увеличение налоговой нагрузки на экономику. В частности, речь идет об индексации акцизных ставок на сигареты дорогого ценового сегмента, отмене возмещения НДС при осуществлении государственных инвестиций, повышении ставки налога на дивиденды, а также вводе акцизов на газ, экспортируемый в Турцию по «Голубому потоку».

 

Комментируя перечисленные выше предложения Минфина, заметим, что еще весной первый вице-премьер Игорь Шувалов по итогам совещаний у премьер-министра Дмитрия Медведева заявил о том, что до 2018 г. налоговая нагрузка повышаться не будет.

 

На наш взгляд, на нынешнем этапе развития российской экономики рост налоговой нагрузки не является той самой мерой, которая необходима для повышения темпов экономического роста. После перегрева и последующего кризиса 2008–2009 гг. экономика РФ сейчас находится в новой, более низкой фазе цикла. Так, по нашим оценкам, в 2014 г. конъюнктурная компонента темпов роста ВВП России, включающая компоненту бизнес-циклов и случайные шоки, составит -1,6%. Таким образом, прогнозируемые МЭРом положительные темпы экономического роста в текущем году (1,1%) будут достигнуты за счет положительной внешнеторговой составляющей. Как справедливо отмечает Минфин, с учетом роста мировых цен на нефть и экспортных цен на газ, условия торговли сейчас действительно благоприятны, с точки зрения роста доходной части бюджета.

 

Вместе с тем, предложения ведомства, на наш взгляд, не способствуют устойчивым высоким темпам роста экономики в будущем, которые отнюдь не достигаются легкими способами.

 

Во-первых, опора на нефтегазовые доходы свидетельствует о консервации высокой степени зависимости российского бюджета от экспорта сырьевых товаров вопреки рекомендациям экспертов по структурной перестройке экономики и ее переориентации с нефтегазового на производственный сектор.

 

Во-вторых, очевидно, что сейчас повышение налоговой нагрузки дестимулирует производство. Замедление экономики России имеет под собой более глубокие, фундаментальные причины, нерешаемые на данном этапе за счет мер бюджетной политики. Поэтому в нынешних условиях экономической стагнации и угрозы ее перехода в фазу рецессии выбор в пользу балансировки бюджета столь болезненной ценой вызывает вопросы. 

 

Мария Казакова – к.э.н., зам. зав. международной лабораторией изучения бюджетной устойчивости

Среда, 02.07.2014