Бюджет РФ за январь–сентябрь 2010 г.

Федеральное казначейство подвело итоги исполнения федерального бюджета за 9 месяцев текущего года.


Доходы федерального бюджета за 9 месяцев 2010 г. составили 18,4% ВВП, что на 0,2 п.п. ВВП выше их значения за аналогичный период  2009 г. Факторами роста доходов федерального бюджета за рассматриваемый период стали: увеличение доходов топливно-энергетического комплекса экономики в результате сохранения относительно благоприятной конъюнктуры цен и спроса на товары российского экспорта, а также увеличения физического объема добычи углеводородов, а также улучшение общеэкономического фона. К факторам оказавшим эффект замедления роста доходов можно отнести замену ЕСН на страховые взносы, а также снижение доходов инвестиционного характера от размещения средств нефтегазовых фондов.

Расходы федерального бюджета за 9 месяцев 2010 г. снизились на 2,3 п.п. ВВП относительно их уровня за соответствующий период предыдущего года, при их номинальном росте порядка 300 млрд руб. Кассовое исполнение федерального бюджета за 9 месяцев текущего года составило порядка 66% к годовой бюджетной росписи на 2010 г. и лишь незначительно превосходит темп кассового исполнения бюджета за аналогичный период 2009 г.

В октябре текущего года внесены очередные изменения в федеральный закон о федеральном бюджете на 2010 г. В результате корректировки основных макроэкономических индикаторов сократился объем расходов на обслуживание государственного долга, экономия составила 60 млрд руб. Кроме того, в результате оптимизации иных расходов, в совокупности перераспределению подлежит около еще 130 млрд руб. Среди получателей и направлений дополнительного финансирования в документе приведены Минобороны (12 млрд руб.), на цели реформирования в сфере ЖКХ (25 млрд руб.), ГК «Ростехнологии» (около 14 млрд руб.). Наибольшие дополнительные государственные вливания поступят на увеличение уставного капитала ОАО «РЖД» (40 млрд руб.)1.

В результате за 9 месяцев текущего года федеральный бюджет исполнен с дефицитом в 2,2% ВВП против 4,7% ВВП в 2009 г. Однако размер ненефтегазового дефицита, по предварительным данным, сократился всего на 1,2 п.п. ВВП относительно параметров прошлого года и составил 10,6% ВВП. Напомним, что его величина, по рекомендациям Всемирного банка, не должна превышать 5% ВВП. Столь значительный размер ненефтегазового дефицита продолжает свидетельствовать об объеме принятых государственных обязательствах, не обеспеченных ненефтегазовыми доходами бюджета.

Ключевым источником финансирования дефицита федерального бюджета остается Резервный фонд: его объем за 9 месяца сократился на 572 млрд руб. до 1258,3 млрд руб. Однако вопреки многочисленным прогнозам его полного использования до конца 2010 г. не произойдет вследствие снижения ожидаемой величины дефицита федерального бюджета. Часть средств Резервного фонда удастся сэкономить и направить их на покрытие дефицита бюджета в 2011 г. Помимо Резервного фонда, финансирование дефицита федерального бюджета в 2011–2013 гг. будет осуществляться преимущественно за счет государственных заимствований и средств, поступающих от приватизации федерального имущества. Предполагается, что программа приватизации пополнит казну на 900 млрд руб. за 3 года.

И.А. Соколов – к.э.н., зав. лабораторией бюджетной политики

 
1 http://www.kommersant.ru/doc.aspx?DocsID=1516422
 

Пятница, 29.10.2010