Более эффективным было бы создание независимого комитета финансовой стабильности

На днях в Госдуму был внесен законопроект, направленный на совершенствование системы регулирования, надзора и контроля в сфере финансового рынка. Документом предусматривается внесение изменений в Кодекс РФ об административных правонарушениях, связанных с передачей Банку России полномочий ФСФР по назначению административных взысканий.


Отмечу, что после кризиса 2008 г. многие страны мира стали прорабатывать новый формат отношений к системным рискам. Собственно, разработка определенных положений Базель-III, формирование в некоторых странах специальных органов по типу комитета по финансовой стабильности, а также создание мегарегуляторов призваны решить проблему борьбы с системными рисками.

Вместе с тем в научных кругах нет однозначной позиции по поводу эффективности мегарегуляторов в отдельных экономиках. К примеру, ряд стран категорически против создания мегарегулятора – Новая Зеландия, Австралия, Швейцария, США. Безусловно, необходимо контролировать финансовые риски, также как и проводить мониторинг крупных банков и инвестиционных компаний. Однако пока не существует единого универсального механизма.

Если говорить о России, то вполне обоснована необходимость введения контроля за системными рисками и перехода к мегарегулированию. Но стоит уточнить, что «мегарегулирование» не предполагает обязательного создания «мегарегулятора». Я не вижу в мировом опыте успешных примеров работы мегарегулятора в плане предотвращения реализации системных рисков, судя по тому, как неожиданно возник кризис в 2008 г. в США или в еврозоне в 2010 г.

Сейчас при обсуждении вопроса создания мегарегулятора в России речь заходит обо всем, но только не о механизме мониторинга системных рисков. Идет много споров вокруг чисто институциональных проблем – повысят ли чиновникам из ФСФР зарплату, зачтут ли им стаж работы на госслужбе, где они будут сидеть. Не хотелось бы, чтобы создание мегарегулятора ограничилось лишь переводом сотрудников из ФСФР в ЦБ. В Банке России сейчас 74 тыс. сотрудников, а будет на 2 тыс. человек больше, только и всего.

Более эффективным, на мой взгляд, было бы создание независимого от Минфина и ЦБ комитета финансовой стабильности. Подобные предложения мы выдвигали еще в 2010 г. Тогда мы предполагали, что этот орган должен быть подотчетен президенту РФ.

А.Л. Ведев – директор Центра структурных исследований

Понедельник, 10.06.2013