Давно ожидаемый законопроект наконец-то опубликован…

18 марта 2014 г. Минфин России опубликовал на своем сайте Проект федерального закона «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации (в части налогообложения прибыли контролируемых иностранных компаний и повышения эффективности налогового администрирования иностранных организаций)». 


Вопросы, решаемые данным законопроектом, уже несколько лет анонсировались в Основных направлениях налоговой политики. Институт контролируемых иностранных компаний (КИК) вводится в рамках мер по деофшоризации экономики страны и во исполнение «майских указов» Президента РФ. Законопроект заполняет существовавший правовой пробел в отношении определения термина «налоговый резидент» в части применения его к юридическим лицам. Ранее данный термин в НК РФ распространялся только на физических лиц. Соответствующие изменения вносятся в статью 246 НК РФ.


Организациями – налоговыми резидентами РФ, наряду с российскими организациями, будут признаваться иностранные организации на основании положений международных налоговых соглашений, а также иностранные организации, местом фактического управления которых является Российская Федерация.


Законопроект предусматривает перечень признаков, любой из которых может быть основанием для признания российского налогового резидентства: проведение заседаний совета директоров на территории Российской Федерации, руководящее управление из Российской Федерации, осуществление деятельности главных должностных лиц на территории Российской Федерации, ведение бухгалтерского учет на территории Российской Федерации и даже место расположение архивов иностранной организации на территории Российской Федерации.


Указанное нововведение расширяет налоговую юрисдикцию Российской Федерации за счет иностранного элемента, а также направлено на устранение применявшихся ранее налоговых схем по уходу от налогообложения за счет различий в национальных законодательствах стран при определении налоговой национальности юридических лиц.

 

В соответствии с данным законопроектом контролируемой иностранной компанией будет признаваться компания, являющаяся налоговым резидентом государства (территории), включенной в утверждаемый Минфином России перечень государств и территорий, предоставляющих льготный режим налогообложения прибыли (доходов) (т.е. офшорной компанией); акции которой не прошли процедуру листинга и (или) не были допущены к обращению на одной или нескольких фондовых биржах, включенных в перечень, утверждаемый Центральным банком РФ по согласованию с Министерством финансов РФ. Отметим, что, например, в соответствии с законодательством Казахстана (страны – члена ТС и ЕЭП) действие института КИК также не ограничивается только офшорными компаниями.


Контролирующим лицом организации признается лицо, доля прямого или косвенного совместного участия которого в организации составляет более 10%. Данная совместная доля участия является достаточно низкой в соответствии с международным опытом. Контролирующим лицом в соответствии с международным опытом в большинстве случаев признается лицо, доля прямого или косвенного участия которого составляет более 10%. Доля же совместного участия при этом составляет от 25 до 50%.  


Условия уведомления и ответственность за неисполнение обязанности по предоставлению сведений об участии в иностранных организациях являются жесткими. Непредставление налоговому органу сведений, выразившееся в отказе контролирующего лица представить имеющиеся у него документы, а равно иное уклонение от представления таких документов либо представление документов с заведомо недостоверными сведениями, влечет взыскание штрафа с контролирующего лица в размере 100 000 рублей. Размер штрафа является очень значительным для российской налоговой системы, но по сравнению, например, с США1 (штрафы за непредставление данных от 10 000 до 100 000 долл.) не чрезмерно высоким.


В целом, законопроект несет очень много новаций в подходах к налогообложению и ожидаются бурные дискуссии по его положениям.

Наталья Корниенко, Наталья Постникова, Елена Великова – научные сотрудники лаборатории развития налоговой системы

 

1 http://www.irs.gov/Businesses/Corporations/Forms-5471---Automatic-Assessment-of-Penalties-under-IRC-Section-6038(b)(1)

Среда, 19.03.2014