Дефицит бюджета как одно из условий для бюджетного маневра

Международным валютным фондом в середине апреля 2012 г. был опубликован очередной аналитический доклад «The Fiscal Monitor»1 с оценкой состояния и среднесрочных перспектив бюджетно-налоговой политики в различных странах мира.

 

Ожидается, что в 2012 г. дефицит в странах с развитой экономикой сократится приблизительно на 1 процентный пункт ВВП в среднем, в 2013 г. - немногим более. Например, в США дефицит в текущем году сократится на 1,5 п.п. ВВП, в 2013 г. - еще на 1,8 п.п. ВВП. Что касается развивающихся экономик, то Китай завершит текущий год с дефицитом в 1,3% ВВП, а в 2013 г. сможет добиться сокращения показателя до 1%. Относительно России МВФ существенно улучшил прогноз состояния федерального бюджета в сравнении с оценками января т.г. - с дефицита 1,4% ВВП до профицита в 0,6% ВВП в 2012 г. и с дефицита в 1,7 % ВВП до 0,3% ВВП в 2013 г.

 

Несмотря на то, что, согласно закону о федеральном бюджете на 2012-2014 гг., в 2012 г. и 2013 г. запланирован дефицит в 1,5 и 1,6% ВВП соответственно, Минфин и Минэкономразвития России не исключают сокращения бюджетного дефицита в текущем году с учетом роста мировых цен на нефть. Правда, мнения двух ведомств расходятся в оценках сальдо федерального бюджета в среднесрочной перспективе. По мнению главы Минфина Антона Силуанова2, федеральный бюджет в этом году может быть исполнен даже с профицитом при сохранении текущей внешнеэкономической конъюнктуры, в то время как замминистра экономического развития Андрей Клепач3 считывает, что Россия не сможет выйти на бездефицитный бюджет до 2015 г., так как вопрос дефицита неразрывно связан с темпами роста экономики и, как следствие, растущей налоговой базы, которые заметно отстают от динамики сырьевых цен.

 

Очевидно, что дефицит бюджета зависит не только от темпов экономического развития и внешнеэкономической конъюнктуры, но и является следствием управленческих решений в налогово-бюджетной политике, нахождения оптимального сочетания между расходами на потребление и развитие, между объемами собственных доходов бюджета и величиной заимствований. Тем более что быстрое сокращение дефицитов также может создавать риски, поскольку повышение налогов или объемов заимствований при сокращении инвестиционных расходов бюджета негативно влияет на экономическую активность.

 

В связи с этим первостепенной задачей любого правительства становится сохранение в первую очередь возможностей для бюджетного маневра - например, в отношении снижения налогов или увеличения расходов, когда этого требует неблагоприятная экономическая конъюнктура. Бюджетный маневр тесно связан с вопросом устойчивости бюджета, которая, в свою очередь, зависит от уровня государственного долга и расходов на него, величины дефицита бюджета и темпов роста экономики. Чем выше долг, процентная ставка и дефицит и чем ниже темпы роста, тем более скромными будут возможности для бюджетного маневра.

 

По оценке МВФ, государственный долг РФ в текущем году ожидается в размере 8,4% ВВП, а в 2013 г. - 7,9% ВВП. По этому показателю Россия опережает другие страны БРИК, чей госдолг существенно выше: у Китая в 2012 г. показатель прогнозируется на уровне 22% ВВП, Бразилии - 65,1%, Индии - 67,6%.

Таким образом, судя по ожиданиям относительно величины дефицита и госдолга, Россия пока сохраняет возможности для бюджетного маневра, а следовательно, приоритет в среднесрочной перспективе должен отдаваться нахождению разумного компромисса как в объемах, так и направлениях бюджетных расходов.

 

Т.В. Тищенко - с.н.с. лаборатории бюджетной политики

 

1 http://www.imf.org
2 http://www.minfin.ru/ru/press/speech/index.php?id4=16047
3 http://ria.ru/economy/20120419/630035535.html

Среда, 25.04.2012