Дешевый рубль как инструмент обеспечения устойчивости бюджетной системы

Предварительные расчеты влияния финансового кризиса на бюджетную систему страны переоцениваются экспертами и чиновниками практически ежемесячно и преимущественно в сторону ухудшения существующих прогнозов.


В частности, помощник Президента России Арк. Дворкович на конференции The Economist оценил дефицит федерального бюджета в 2009 г. в размере 8% ВВП и признал, что объем Резервного фонда при этом должен сократиться примерно наполовину.

Заметим, что по итогам 2008 г. федеральный бюджет был исполнен с профицитом в 4,1% ВВП, а объем средств в Резервном фонде на начало 2009 г. составлял 9,7% ВВП в рублевом эквиваленте. Стремительная девальвация рубля в течение января текущего года фактически привела к тому, что до утвержденного порогового объема Резервного фонда на начало февраля оставалось не более 0,7% ВВП (см. таблицу). Это означает, что вследствие роста курса доллара и евро по отношению к рублю Резервный фонд заработал в течение одного месяца более 830 млрд руб., или около 2% ВВП. Однако данный доход можно зафиксировать лишь в случае конвертации валютных активов Резервного фонда в российские рубли, иначе по мере укрепления последнего заработанная курсовая маржа будет сокращаться.

Динамика формирования и использования нефтегазовых доходов федерального бюджета в 2008–2009 гг.
(млрд руб.)
Наименование показателя  2008 г.Остатки фондов на конце 2008 г.  Утверждено в бюджете 2009 г.  Январь 2009 г. Остатки фондов на конец января 2009 г.
Нефтегазовые доходы федерального бюджета 4 145,8 х 4 692,5 243,6 х
Направления использования нефтегазовых доходов: 4 145,8 хх 243,6 х 
  •  Нефтегазовый трансферт
 2 135,0 х 2 531,1 243,6 
  •  Резервный фонд
 420,6 4 025,1 5 147,5 - 4 857,9
  •  Фонд национального благосостояния
 1 590,2 2 584,5 х - 2 991,5
 Справочно:     
 Доходы всего 9 274,1  10 927,1  
 Расходы всего 7 566,6  9 024,7  
 ВВП 41 540,4  51 475,0  

Источник: Федеральное казначейство, Центральный банк

Другим выводом из приведенной таблицы является то, что в случае сохранения существующих цен на углеводородное сырье на протяжении всего года рассчитывать на какие-либо дополнительные поступления в Резервный фонд не приходится. Дело в том, что нефтегазовый трансферт на 2009 г. установлен на уровне 2531,1 млрд руб., а в январе поступления нефтегазовых доходов составило всего лишь 243,6 млрд. руб., или 9,6% от величины нефтегазового трансферта. Другими словами, при таких темпах пополнения бюджета нефтегазовый трансферт будет исполнен лишь через 10 месяцев.

В условиях, когда выпадающие налоговые доходы федерального бюджета (без учета НДПИ) могут составить по самым умеренным оценкам порядка 2,9–3,3% ВВП, основное бремя выполнения принятых расходных обязательств ложится на Резервный фонд. Очевидно, что его ресурсов вполне достаточно для того, чтобы исполнить все предусмотренные в законе о федеральном бюджете на 2009 г. обязательства. Однако, учитывая появление незапланированных расходов (на поддержание реального сектора, на рекапитализацию банковской системы и пр.), длительный характер кризиса, непредсказуемость курсовых колебаний, стабильность бюджетной системы в среднесрочной перспективе зависит от изменения характера бюджетной политики в сторону ограничения государственных расходов и повышения требований к их эффективности.

И.А. Соколов – к.э.н., зав. лабораторией бюджетной политики

Пятница, 13.02.2009