Доходы от приватизации и управления государственным имуществом в проекте федерального бюджета на 2015–2017 гг.

Вносимый российским правительством в парламент проект федерального бюджета на 2015 г. и плановый период 2016 и 2017 годов предусматривает использование средств, поступающих от приватизации федеральной собственности, в качестве отдельного источника финансирования дефицита федерального бюджета.

При этом сам по себе проект соответствующего федерального закона, как и аналогичный документ годичной давности, не содержит информации о конкретной величине доходов от приватизации ни в основной части, ни в приложениях. Лишь в пояснительной записке к документу средства, поступающие от приватизации федеральной собственности, указываются наряду с государственными заимствованиями в качестве самостоятельного источника финансирования дефицита федерального бюджета.

В контексте этого со ссылкой на Прогнозный план (программу) приватизации федерального имущества и основные направления приватизации федерального имущества на 2014–2016 гг., утвержденные распоряжением Правительства РФ от 1 июля 2013 г. № 1111-р, указывается, что в этот период планируется приватизировать пакеты акций крупнейших компаний, занимающих лидирующее положение в соответствующих отраслях экономики. Конкретные сроки и способы приватизации этих компаний будут определяться Правительством РФ с учетом конъюнктуры рынка, а также рекомендаций ведущих инвестиционных консультантов, однако сами эти компании не называются.

Реализация данных мероприятий позволит обеспечить поступление в федеральный бюджет средств в 2015 г. в сумме 158,5 млрд руб., а в 2016 г. – 99,9 млрд руб., что соответствует величинам, приводившимся в пояснительной записке к проекту ныне действующего федерального бюджета. При этом стоит отметить, что в доступных для ознакомления версиях федерального закона «О федеральном бюджете на 2014 год и плановый период 2015 и 2016 годов» от 2 декабря 2013 г. № 349-ФЗ (с изменениями и дополнениями, внесенными в феврале, апреле и июне текущего года) данные по величине средств от продажи акций и иных форм участия в капитале, находящихся в федеральной собственности, отсутствуют, как и ее выделение среди иных источников финансирования бюджетного дефицита.

В рамках нового федерального бюджета поступления от приватизации продолжают играть подчиненную роль для финансирования его дефицита. Так, в 2015 г. ожидаемая величина приватизационных доходов составит примерно 40% от средств, предполагаемых к привлечению по государственным заимствованиям, а в 2016 г. – около 19%.

В качестве ориентира на 2017 г. в документе упомянута сумма в размере 3,0 млрд руб., базирующаяся на предположении об отсутствии относящихся к данному периоду решений Президента РФ и Правительства РФ о продаже находящихся в федеральной собственности акций крупнейших компаний при экстраполяции установленной в действующей приватизационной программе величине поступлений в федеральный бюджет средств от приватизации федерального имущества без учета стоимости акций крупнейших компаний в размере 3,0 млрд руб. ежегодно. Напомним, что прогноз основных поступлений от приватизации за счет продажи акций крупнейших компаний, имеющих высокую инвестиционную привлекательность, в количественном выражении в Прогнозном плане (программе) приватизации федерального имущества и основных направлениях приватизации федерального имущества на 2014–2016 гг. отсутствует.

Разумеется, разработка новой приватизационной программы на 2017 г. и последующие годы, которая, исходя из появившихся в законе о приватизации в 2010 г. норм, касающихся срока действия прогнозного плана (программы) приватизации федерального имущества, будет осуществляться не ранее 2016 г. с учетом результатов реализации действующей программы приватизации, может серьезно скорректировать величину приватизационных доходов.

Пока же имеющийся механизм бюджетного процесса, когда собственно текст принимаемого закона о бюджете не содержит никаких указаний на приватизацию в контексте бюджетных доходов, оставляет широкое поле для маневра в отношении перечня приватизируемых активов, сроков и формата их продажи.

Так, в текущей приватизационной программе на 2014–2016 гг. в контексте приватизации крупнейших российских компаний упомянуто сокращение до 2016 г. доли участия ОАО «РОСНЕФТЕГАЗ» в уставном капитале нефтяной компании «Роснефть» до 50% плюс 1 акция. Однако в представленных материалах к правительственному законопроекту не определен размер пакета акций ОАО «НК «Роснефть», который может быть продан в будущем году, хотя в материалах к проекту федерального бюджета на 2014–2016 гг., вносившемуся в парламент прошлой осенью, в качестве одного из источников бюджетных доходов в 2016 г. назывались дивиденды по акциям ОАО «Роснефтегаз» в результате продажи миноритарной доли в «Роснефти» (19,5% минус 1 акция), что должно было принести в федеральный бюджет 423,5 млрд руб.

В качестве позитивных моментов, вносимого на рассмотрение парламента законопроекта о бюджете на очередной 3-летний срок, стоит отметить наличие детальных проектировок по доходам от использования государственного имущества.

Важнейшая роль в их ряду принадлежит дивидендам по федеральным пакетам акций. Так, в 2015 г. прогнозируется их поступление в федеральный бюджет в размере 251,5 млрд руб. (или около 45% всех доходов федерального бюджета от использования государственного имущества), в 2016 г. – 162,5 млрд руб., в 2017 г. – 221,7 млрд руб. (для сравнения: ранее достигнутый в 2012 г. максимум равнялся 212,6 млрд руб., а в 2013 г. величина данного показателя составила 134,8 млрд руб.).

Увеличение дивидендных выплат в федеральный бюджет в будущем году обусловлено в основном поступлениями от ОАО «Роснефтегаз», которые должны составить 129 млрд руб., включая дивиденды по результатам работы за 2014 г. (29 млрд руб.), и носящие разовый характер доходы от продажи акций «НК «Роснефть», находящихся в собственности ОАО «Роснефтегаз» (100 млрд руб.), – в случае принятия Правительством РФ соответствующих решений. Именно последний фактор и обусловливает уменьшение поступления доходов от участия государства в капиталах хозяйственных товариществ и обществ (главным образом, дивиденды по акциям) в 2016 г. (на 89 млрд руб.). Зато в 2017 г. такие поступления в федеральный бюджет должны вырасти более, чем на 59 млрд руб., что предполагается обеспечить в основном увеличением перечисления дивидендов по акциям ОАО «Газпром» (примерно на 48 млрд руб.) с учетом предложения данного общества о направлении на выплату дивидендов доли чистой прибыли, определенной по данным консолидированной финансовой отчетности. В то же самое время эффект от применения данной меры в отношении других компаний остается не вполне ясным.

Прочие же виды доходов федерального бюджета от использования государственного имущества по линии материальных активов (арендные платежи за землю и имущество, перечисление прибыли унитарных предприятий) носят вспомогательный характер.

В целом величина доходов от использования государственного имущества, как и успешность реализации прогнозного плана приватизации, находятся в тесной зависимости от макроэкономической ситуации, влияющей на конъюнктуру фондового рынка. Между тем, экономико-политический фон, складывающийся с самого начала 2014 г. (массированный отток капитала, введение разнообразных санкций, снижение обменного курса рубля, вероятность наступления рецессии в российской экономике), самым очевидным образом способствует обесценению активов и ухудшению финансово-экономического состояния организаций государственного сектора экономики.

Георгий Мальгинов – к.э.н., зав. лабораторией проблем собственности и корпоративного управления

Пятница, 24.10.2014