Доля секретных расходов достигла максимума за последние 10 лет

На сайте Президента России 13 июня опубликован Федеральный закон от 7 июня 2013 г. № 133-ФЗ «О внесении изменений в федеральный закон „О федеральном бюджете на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов“», принятый Госдумой 24 мая.


Принятым законом не были изменены общая величина расходов федерального бюджета в 2013 г. (13 387,3 млрд руб.) и показатели планового периода 2014 и 2015 гг., и все свелось лишь к перераспределению бюджетных ассигнований текущего года в сумме 251,0 млрд руб., из которых 125,8 млрд руб. получены за счет экономии средств бюджета.

При этом были увеличены на 64,6 млрд руб. расходы на публично-нормативные обязательства, обеспечение доступности дошкольного образования, социальное обеспечение отдельных категорий граждан, а также рост оплаты труда отдельных категорий работников; 42,0 млрд руб. дополнительно выделены на Государственную программу развития сельского хозяйства и регулирование рынков сельхозпродукции; 20,0 млрд руб. – на повышение уставного капитала ОАО «РЖД» и субсидии железнодорожному транспорту на пассажирские перевозки.

Хотя расходы федерального бюджета на мероприятия в сфере национальной обороны, правопорядка и правоохранительной деятельности и были увеличены в целом на 13,3 млрд руб., впервые с кризисного сентября 2009 г. посреди года снижены расходы по разделу «Национальная оборона» (на 6,5 млрд руб.). Последние с учетом данных февральского отчета Федерального казначейства составили 2 099,9 млрд руб., сократившись таким образом на 10% относительно прошлогоднего планового показателя.

Закрытые ассигнования федерального бюджета увеличены законом № 133-ФЗ на 12,9 млрд руб. или 0,1 п.п. общих расходов федерального бюджета, при этом доля закрытых расходов достигла максимального значения (14,2%) за 10-летний период наблюдения.

Столь явно выраженная приверженность составителей бюджета многолетней практике наращивания секретных расходов воспринимается как явный диссонанс с выраженным Президентом России 13 июня намерением «обеспечить большую прозрачность и открытость бюджетного процесса» и противоречит духу подписанной им на саммите «Группы восьми» 18 июня Лох-Эрнской декларации и принятой там же «Хартии открытых данных».

Поэтому то, что указанный закон вплоть до настоящего времени (25 июня) не опубликован на сайте Минфина России, совершенно не удивляет.

В.Б. Зацепин – к.воен.н., зав. лабораторией военной экономики

Вторник, 25.06.2013