Георгий Мальгинов о приватизационном процессе и состоянии имущественных отношений в 2021 году

На фоне событий последних месяцев вопросы имущественной политики государства оставались в тени, отмечает к.э.н., заведующий лабораторией проблем собственности и корпоративного управления Института Гайдара Георгий Мальгинов.

В ушедшем году продолжалась реализация Прогнозного плана (программы) приватизации федерального имущества и основных направлений приватизации федерального имущества на 2020–2022 гг., утвержденных распоряжением Правительства РФ от 31 декабря 2019 г. № 3260-р, т.е. еще до начала кризисных явлений, вызванных пандемией COVID-19.

Сделки в отношении активов, предназначенных для приватизации на основании специальных решений Президента РФ и Правительства РФ с учетом конъюнктуры рынка и рекомендаций ведущих инвестиционных консультантов, не совершались, а некоторые из них были исключены из программы вообще. В итоге к концу года в этой группе осталось всего 3 компании из 8 изначально включенных.

При этом второй год реализации федеральной приватизационной программы 2020–2022 гг. характеризовался явным ускорением приватизации по стандартным процедурам. В 2021 г. были реализованы пакеты акций (доли в уставных капиталах) 55 хозяйственных обществ (2020 г. – 23), а в отношении 64 федеральных государственных унитарных предприятий (ФГУПов) приняты решения об условиях приватизации (2020 г. – 16). При более активной приватизации АО (хозяйственных обществ) количество проданных объектов казны РФ выросло до 393 ед. (против 312 в 2020 г.), что является максимальной величиной за все время продаж начиная с 2011 г.

Таким образом, количество приватизированных унитарных предприятий выросло вчетверо, проданных пакетов акций (долей) хозяйственных обществ – более чем вдвое, а проданных объектов казны – примерно на четверть. Эти результаты достигли уровня лучших погодовых значений предыдущей приватизационной программы 2017–2019 гг. или даже превысили их, что отразилось и на финансовых итогах.

По данным Отчета Росимущества о выполнении приватизационной программы 2020–2022 гг. в 2021 г. со ссылкой на данные Федерального казначейства, поступления от продажи пакетов акций (долей) хозяйственных обществ, не относящихся к крупнейшим, составили 5,27 млрд руб., превысив как прогноз, содержавшийся в приватизационной программе на 2020–2022 гг. (3,6 млрд руб.), так и величину аналогичного показателя за предшествующий 2020 г. (4,1 млрд руб.). В части продажи объектов казны рост оказался скромнее. Сумма перечислений в федеральный бюджет составила порядка 1,03 млрд руб. против 0,9 млрд руб. годом ранее.

Дальнейшие перспективы приватизационного процесса связаны с новым подходом к планированию в этой сфере.

Наиболее важное в ряду изменений, внесенных постановлением Правительства РФ от 23 августа 2021 г. № 1401 в Правила разработки прогнозных планов (программ) приватизации, состоит в следующем. Программа приватизации федерального имущества теперь разрабатывается на 3-летний плановый период с ежегодным смещением сроков начала и окончания планового периода на 1 год в соответствии с периодом, на который утверждается федеральный бюджет. Такая схема представляется синтезом существовавшей до 2010 г. практики ежегодного утверждения приватизационных программ и последующего увеличения планового периода срока их действия с одного года до трех лет. По сути, она ориентирована на придание непрерывности процессу приватизации и его подчинение бюджетному приоритету.

При всем этом в отношении действующей 3-летней приватизационной программы 2020–2022 гг. сроки начала и окончания смещаются на 2 года, т.е. ее новым временным интервалом становится период 2022–2024 гг. Следствием этого стало утверждение новой редакции указанного документа постановлением Правительства РФ от 30 декабря 2021 г. № 3993-р, в которой де-факто речь идет о новой приватизационной программе на 2022–2024 гг.

В целом ее количественные параметры мало отличаются от первоначальной версии, хотя группа компаний для приватизации по индивидуальным схемам серьезно сокращена. Прекращение участия государства в капитале заявлено только в двух АО: «Махачкалинский морской торговый порт» и Внешнеэкономическое объединение «Алмазювелирэкспорт» (после передачи его полномочий в части экспорта драгоценных металлов и драгоценных камней, реализации представительных партий необработанных природных алмазов иной уполномоченной организации). В отношении Банка ВТБ (ПАО) планируется сокращение доли участия РФ в уставном капитале до 50% плюс 1 обыкновенная именная акция.

В 2022–2024 гг. планируется завершить приватизацию 83 ФГУПов и казенных предприятий, 221 хозяйственного общества (в т.ч. долей участия в 11 ООО), 1135 объектов иного имущества казны РФ. Эти величины близки к содержавшимся в изначальной версии прогнозного плана на 2020–2022 гг., за исключением некоторого увеличения количества приватизируемых хозяйственных обществ.

Что касается поступлений в федеральный бюджет доходов от приватизации федерального имущества без учета стоимости акций крупнейших компаний, занимающих лидирующее положение в соответствующих отраслях экономики, то они составят в 2022 г. 3,9 млрд руб., а в 2023 г. – 0,9 млрд руб. Размер ожидаемых в 2024 г. поступлений будет спрогнозирован с учетом изменений в приватизационную программу в текущем году.

В новой редакции действующего прогнозного плана (программы) приватизации ссылка на госпрограмму (ГП) «Управление федеральным имуществом» заменена ссылкой на ГП «Управление государственными финансами и регулирование финансовых рынков» (подпрограмма (ПП) 6 «Управление федеральным имуществом»), что явилось следствием включения в самом конце 2020 г. ПП 6 в вышеупомянутую ГП, действующую с 2014 г. под эгидой Министерства финансов РФ. Именно в этом формате проходила в 2021 г. реализация имущественной политики государства.

С начала 2022 г. ГП «Управление государственными финансами и регулирование финансовых рынков» стала действовать в новой редакции, что затронуло и направление (подпрограмму) «Управление федеральным имуществом». Целью ГП в данном направлении заявлено обеспечение к 2030 г. роста доходов от дивидендных выплат хозяйственных обществ, права акционера (участника) в которых осуществляет Росимущество, не менее чем в 2,5 раза (к уровню 2021 г.).

В связи с этим нельзя не сказать о том, что в 2021 г. получило новую редакцию соответствующее правительственное распоряжение 2006 г. В ней зафиксирован общий норматив направления АО с федеральными пакетами акций на выплату дивидендов не менее чем половины прибыли вместо прежних 25% (с 2012 г.). При расчете дивидендной базы перестанут учитываться статьи доходов и расходов, не подтвержденных денежными потоками (например, связанные с переоценкой имущества или разницами в курсах валют), что находится в русле зарубежного опыта и постепенного распространения Международных стандартов финансовой отчетности (МСФО) в России.

Влияние такого решения на состояние бюджетной системы не вполне ясно. Между тем перечисление дивидендов, составляющих львиную долю всех доходов имущественного происхождения в федеральном бюджете, после достижения в 2019 г. максимума (441,6 млрд руб.) падает второй год подряд. Если в 2020 г. они сократились на 4,3% (до 422,7 млрд руб.), то в 2021 г. уже почти на 20% (до 339,5 млрд руб.). Также очевидно, что новая политико-экономическая ситуация, которая стала складываться на рубеже зимы и весны 2022 г., может серьезно повлиять не только на этот, но и на многие другие аспекты отношений собственности и политику государства в этой сфере.

Пятница, 15.04.2022