Георгий Мальгинов о приватизационном процессе и состоянии имущественных отношений в 2023 году
В минувшем году проходила реализация Прогнозного плана (программы) приватизации федерального имущества и основных направлений приватизации федерального имущества (ППП) на 2023–2025 гг., утвержденных распоряжением Правительства РФ от 2 декабря 2022 г. № 3718-р.
Итоги исполнения федеральной приватизационной программы в 2023 г. оказались весьма благоприятными, несмотря на некоторое сокращение количества проданных пакетов акций при отсутствии сделок в отношении активов, предназначенных для приватизации на основании специальных решений Президента РФ и Правительства РФ. При этом удалось достигнуть впечатляющих финансовых результатов.
Всего были реализованы пакеты акций (доли в уставных капиталах) 39 хозяйственных обществ (2022 г. – 54). Поступления средств в федеральный бюджет от их продажи по итогам прошедшего года составили 27,28 млрд руб., превышая прогноз поступлений, содержавшийся в приватизационной программе на 2023–2025 гг., более чем в 18 раз. По сравнению с 2022 г. объем поступлений вырос на 19,49 млрд руб., или в 3,5 раза. Он стал максимальным за весь период 2017–2023 гг.
Основную лепту в достижение такого результата внесла продажа полных (100%) пакетов акций и долей ООО «Феникс» (компания-оператор портового терминала «Бронка», Санкт-Петербург, 10,9 млрд руб.), АО «Кучуксульфат» (Алтайский край, 10,36 млрд руб.) и столичной «Первой образцовой типографии» («ПОТ») (более 4,9 млрд руб.). Все эти активы, хотя и не входили в перечень активов, предназначенных для приватизации по индивидуальным схемам, были реализованы на основании отдельных правительственных решений, согласно которым заключение сделок должно было сопровождаться принятием покупателями различных обязательств экономического, социального и производственно-технологического характера.
Количество проданных объектов казны РФ составило 208 ед. (против 223 в 2022 г.), но при этом без включения в приватизационную программу по утвержденному Минфином РФ перечню имущества с начальной стоимостью менее 100 млн руб. было реализовано 386 объектов. А поступления в бюджет из этого нового, появившегося впервые именно в 2023 г. источника (795,3 млн руб.) оказались вполне сопоставимыми с величиной средств от продажи имущества казны в рамках приватизационной программы (0,88 млрд руб.).
Дальнейшие перспективы приватизационного процесса связаны с новой редакцией прогнозного плана (программы) приватизации (ППП), утвержденной распоряжением Правительства РФ от 27 сентября 2023 г. № 2584-р. Она стала следствием внесения изменений в Правила разработки ППП постановлением Правительства РФ от 23 августа 2021 г. № 1401, установивших ежегодное смещение сроков начала и окончания реализации прогнозного плана приватизации. Де-факто речь идет о новой приватизационной программе на 2024–2026 гг.
Ее количественные параметры мало отличаются от предыдущей. В 2024–2026 гг. планируется завершить приватизацию 23 ФГУПов, включая 14 казенных предприятий, 173 хозяйственных обществ (в т.ч. долей участия в 7 ООО), а также 27815 объектов иного имущества казны РФ. По сравнению с изначальной версией приватизационной программы на 2023–2025 гг. количество унитарных предприятий осталось прежним, хозяйственных обществ – увеличилось на 8%, а численность приватизируемых объектов иного имущества казны РФ уменьшилась на 2,2%. Новым моментом является выделение среди приватизируемых ФГУПов казенных предприятий, чего ранее не было в приватизационных программах. В отношении активов, реализуемых по индивидуальным схемам, планируется лишь прекращение участия государства в уставном капитале АО «Махачкалинский морской торговый порт», перешедшего из предыдущей приватизационной программы.
Что касается поступлений в федеральный бюджет доходов от приватизации федерального имущества без учета стоимости акций крупнейших компаний, занимающих лидирующее положение в соответствующих отраслях экономики, то они составят в 2024–2026 гг. 1,2 млрд руб. ежегодно. Прогнозируемый ежегодный объем поступлений на 20% уступает размеру, заявленному в прогнозном плане (программе) приватизации на 2023–2025 гг. (1,5 млрд. руб.), и втрое величине, содержавшейся в первичной версии приватизационной программы 2020–2022 гг. (3,6 млрд руб.).
Основные изменения, принятые в закон о приватизации, посвящены регулированию приватизации отдельных видов имущества (объектов культурного наследия, речного порта, газоснабжения и др.). В целом они ориентированы на снятие имеющихся ограничений на приватизацию, на ускорение ее темпов и повышение бюджетной результативности при явной неоднозначности последствий.
Помимо приватизации заслуживают внимания следующие принципиально новые моменты государственной имущественной политики.
Во-первых, отличительной чертой ушедшего года стала волна судебных процессов, по итогам которых происходило отчуждение в пользу государства активов ряда компаний, возникших на базе приватизированных предприятий. В связи с этим интересно отметить, что более половины всех поступлений от продажи акций (долей) в 2023 г. принесли сделки по продаже вторично продаваемых активов (АО «Кучуксульфат» и «ПОТ»), поскольку их акции возвращались государству ввиду признания ранее проведенных сделок незаконными.
Во-вторых, в условиях новой экономико-политической ситуации 2022–2024 гг. отдельным направлением экономической политики стало регулирование условий ухода зарубежного бизнеса из России, включая введение практики временного управления в отношении ряда компаний с преобладающим участием иностранного капитала.
В-третьих, кардинальные новации произошли в управлении хозяйствующими субъектами государственного сектора.
Появилось новое Положение об оплате труда должностных лиц руководящего состава государственных корпораций, компаний и хозяйственных обществ с долей государства. Четкое структурирование доходов топ-менеджмента предполагает наличие обязательных стимулирующих выплат по итогам работы за год, связанных с достижением целевых значений ключевых показателей эффективности (КПЭ). А методические рекомендации 2020 г. по формированию и применению КПЭ деятельности АО с участием государства и отдельных некоммерческих организаций (НКО), к которым относятся госкорпорации и госкомпании, были дополнены специальной формулой определения фактического размера премирования, подлежащего выплате по итогам отчетного года члену руководящего состава организации. Он включает премии трех видов за достижение целевых значений различных КПЭ, в т.ч. связанных с реализацией особо значимых проектов.
Важные изменения и дополнения внесены в Положение об управлении находящимися в федеральной собственности акциями АО и использовании специального права на участие РФ в управлении акционерными обществами («золотой акции») 2004 г. В частности, определен срок, в который Росимущество должно представлять в Минфин России проекты директив представителям интересов РФ в совете директоров АО, входящих в специальный перечень. Регламентированы ситуации прекращения контроля за исполнением поручений высших должностных лиц страны в советах директоров АО и замены представителей государства в тех компаниях, где используется специальное право («золотая акция»).
В практическом плане также особо стоит указать на передачу Объединенной судостроительной корпорации (ОСК) в доверительное управление банку ВТБ.
Георгий Мальгинов – к.э.н., заведующий лабораторией проблем собственности и корпоративного управления
Четверг, 23.05.2024