Георгий Мальгинов об имущественной политике в контексте законопроекта о федеральном бюджете на 2025–2027 годы

Внесенный российским правительством в парламент проект федерального бюджета на 2025 г. и плановый период 2026–2027 гг. предусматривает использование средств, поступающих от приватизации федеральной собственности, в качестве самостоятельного источника финансирования бюджетного дефицита наряду с государственными заимствованиями, делает вывод к.э.н., заведующий лабораторией проблем собственности и корпоративного управления Института Гайдара Георгий Мальгинов со ссылкой на пояснительную записку и отдельные сопроводительные материалы к законопроекту.

Существенным отличием от аналогичных документов предыдущих лет является вариативность приводимых значений. Если в разделе II пояснительной записки (Основные характеристики проекта федерального бюджета) указано, что поступления в федеральный бюджет от приватизации федерального имущества ожидаются в размере 5,5 млрд руб. в 2025 г., 5,6 млрд руб. в 2026 г. и 25,5 млрд руб. в 2027 г., то раздел VII (Источники финансирования дефицита федерального бюджета) содержит данные об объеме поступлений в федеральный бюджет в 2025–2027 гг. в размере 2 339,6 млн рублей ежегодно. Таким образом, величины средств от приватизации федерального имущества, приводимые в пояснительной записке к проекту федерального бюджета, различаются примерно в 2,3–2,4 раза для 2025–2026 гг. и более чем на порядок (в 11 раз) для 2027 г.

Объяснения этому можно найти в Данных по прогнозному плану (программе) приватизации федерального имущества на 2025–2027 гг., где указано, что ежегодные поступления по источникам финансирования дефицита федерального бюджета в части поступлений средств от продажи акций и иных форм участия в капитале, находящихся в федеральной собственности, прогнозируются в размере 2 339 578,7 тыс. руб. без учета стоимости акций крупнейших компаний. А в расчете по статьям классификации источников финансирования дефицита для каждого годового периода приведены по два значения показателя средств из этого источника. Помимо упомянутых выше ежегодных постоянных величин отдельной строкой указаны 3 115 767,9 тыс. руб. в 2025 г., 3 228 775,0 тыс. руб. в 2026 г. и 23 146 495,8 тыс. руб. в 2027 г. Если разница между значениями 2025 г. и 2026 г. получается небольшой (менее 4%), то величина показателя в 2027 г. превысит их более чем в 7 раз.

Между тем ежегодный объем поступлений, заявленный в действующей редакции прогнозного плана (программы) приватизации (ППП) на 2024–2026 гг., составляет всего 1,2 млрд руб., что позволяет констатировать увеличение прогнозируемых поступлений примерно вдвое без учета стоимости акций крупнейших компаний. А если рассматривать потенциально возможные доходы с учетом этого фактора, то рост окажется гораздо большим. При этом никакие конкретные компании, приватизируемые на основании специальных решений Президента РФ и Правительства РФ, в данных по прогнозному плану (программе) приватизации федерального имущества на 2025–2027 гг. не упоминаются. Для сравнения: в минувшем 2023 г. общий размер средств от продажи акций и иных форм участия в капитале, находящихся в федеральной собственности, составил 27,3 млрд руб.

Исходя из всего этого, можно сделать вывод не только большой вероятности исполнения намеченных бюджетных проектировок, но и о резервировании определенных дополнительных возможностей в целях потенциального получения приватизационных доходов, особенно, к концу бюджетного цикла. При всем этом роль средств от приватизации для финансирования дефицита федерального бюджета будет минимальна даже при учете наибольших величин из этого источника. В 2025–2026 гг. их ожидаемая величина составит не более 0,2% от размера средств, предполагаемых к привлечению по государственным заимствованиям, а в 2027 г. – 0,7%.

Доходы от использования имущества, находящегося в государственной собственности, на 2025 г. прогнозируются в объеме 2035,7 млрд руб. Важным источником этих доходов являются дивиденды, которые в 2026–2027 гг. должны стать наиболее весомой статьей доходов по этому разделу (более 41–42%) против 38,6% в 2025 г., когда они уступают первенство доходам по остаткам средств на счетах федерального бюджета и от их размещения, кроме средств Фонда национального благосостояния (ФНБ).

В 2025 г. прогнозируется поступление в федеральный бюджет доходов в виде прибыли, приходящейся на доли в уставных (складочных) капиталах хозяйственных товариществ и обществ, или дивидендов по акциям, принадлежащим государству, в сумме 786,4 млрд руб. (включая дивиденды ПАО «Сбербанк»), что примерно на 30,6 млрд руб. больше, чем ожидается в текущем году. В последующие два года динамика носит поступательный характер: едва заметный прирост на 0,3% в 2026 г. сменяется довольно ощутимым на 5,8% через год. Объем дивидендных поступлений в 2027 г. оказывается на 6,1% больше, чем в 2025 г., превосходя оценку на 2024 г. на 10,4%. Достижение в 2025–2027 гг. величин порядка 0,8 трлн руб., превышающих реальный максимум 2022 г. (753,5 млрд. руб.), вызывает определенные вопросы, особенно на фоне сокращения выплаты дивидендов в бюджет в 2023 г. более чем вдвое. Их абсолютная величина (339,1 млрд руб.) соответствовала уровню 2021 г., уступая показателям 2019–2020 гг.

Прочие же виды доходов федерального бюджета от использования государственного имущества по линии материальных активов (арендные платежи за землю и имущество, перечисление прибыли унитарных предприятий) носят дополняющий характер.

При рассмотрении блока имущественных отношений с точки зрения расходов необходимо отметить, что эти вопросы c конца 2020 г. были отнесены к курируемой Минфином России государственной программе (ГП) «Управление государственными финансами и регулирование финансовых рынков», в составе которой имеется и направление (подпрограмма) «Управление федеральным имуществом».

Финансирование упомянутой ГП в проекте нового федерального бюджета представлено в разрезе федеральных и ведомственных проектов, а также комплексов процессных мероприятий (КПМ). Одним из последних является КПМ «Управление федеральным имуществом». По нему ассигнования, предусмотренные законопроектом, составят: в 2025 г. – 7 969,5 млн руб., в 2026 г. – 7 729,4 млн руб., а в 2027 г. – 7 893,5 млн руб. Динамика расходов на реализацию данного КПМ в погодовом разрезе показывает, что весомое (на 16,9%) увеличение расходов в 2025 г. по сравнению с ожидаемым в текущем году уровнем сменится небольшим сокращением (на 3%) в 2026 г. при последующем росте в 2027 г. на 2,1%, что в итоге дает превышение значений 2024 г. на 15,7%. В перечне ведомственных проектов (ВП) значится и ВП «Государство как эффективный собственник». Однако законопроект о федеральном бюджете на 2025–2027 гг. не предусматривает его финансирование, сосредоточивая все объемы именно в рамках КПМ «Управление федеральным имуществом».

Если рассматривать его выполнение в качестве очередного этапа реализации ГП «Управление государственными финансами и регулирование финансовых рынков» по направлению «Управление федеральным имуществом», то стоит отметить ориентацию на досрочное достижение показателей ГП. В действующей официальной редакции ее целью является увеличение доходов от управления федеральным имуществом в целом (к 2030 г. не менее чем в 2 раза к уровню 2021 г.). А в паспорте ГП «Управление государственными финансами и регулирование финансовых рынков», который присутствует среди сопроводительных документов к законопроекту о федеральном бюджете, приведены погодовые значения данного показателя в рамках грядущего бюджетного цикла с достижением уже в 2025 г. величины в 202,5% к базовому уровню 2021 г.

Вторник, 22.10.2024