Госдума приняла проект федерального бюджета на 2010–2012 гг.

В ноябре депутаты Госдумы РФ рассмотрели и приняли во втором и третьем чтении проект закона «О федеральном бюджете на 2010 г. и на плановый период 2011 и 2012 гг.».


По сравнению с первоначальной редакцией законопроекта была пересмотрена структура наполнения ресурсной части бюджета и государственных обязательств к исполнению в 2010–2012 гг. при сохранении предельных значений основных показателей федерального бюджета.

Так, согласно бюджетным проектировкам, произойдет снижение объема ресурсов федерального бюджета до 15% ВВП к 2012 г. по сравнению с предварительной их оценкой в 2009 г. на уровне 17,2% ВВП. При этом объем государственных обязательств будет также подвержен последовательному сокращению с почти 25,5% ВВП в 2009 г. до 18% ВВП к 2012 г. Таким образом, можно предположить, что государство намерено исполнить обязательства в полном объеме, повышая эффективность осваивания государственных средств.

С учетом бюджетных корректировок, принятых во втором чтении, наиболее заметные сокращения в 2010 г. по сравнению с предварительной оценкой исполнения бюджета 2009 г. связаны со снижением финансирования мероприятий в области национальной бороны и безопасности (на 2,5% ВВП), а также национальной экономики (на 1,4% ВВП). Такое снижение объемов обусловлено тем, что наиболее масштабные мероприятия поддержки данных сфер рассчитаны на их реализацию в 2009 г. Определенная часть мероприятий подлежит исполнению в 2010 г., однако в гораздо меньших объемах. Кроме того, на 2010 г. запланировано сокращение общего объема средств на реализацию ФЦП, что связано с завершением некоторых из них и оптимизацией объемов по иным ФЦП.

Несмотря на явную тенденцию к сдерживанию роста расходов, следует учитывать, что при сопоставлении объемов расходов, запланированных на 2010 г., с параметрами докризисных лет расходы бюджета на 2010-2011 гг. выглядят значительными и лишь к 2012 г. приблизятся к относительным значениям 2007-2008 гг.

Принятый в третьем, окончательном чтении Проект закона содержит проектировки в части расходов на 2010 г. в полном объеме с разбивками по статьям классификаций, при этом параметры расходных обязательств на 2011 и 2012 гг. представлены лишь предельными величинами. В условиях неустойчивости отдельных макроэкономических индикаторов посткризисного периода, по нашему мнению, нецелесообразно представлять детализированную разбивку по статьям бюджета на плановый период.

Е.Г. Фомина – научный сотрудник лаборатории бюджетной политики

Понедельник, 23.11.2009