Госдума приняла в первом чтении "антитабачный закон"

Госдума приняла в первом чтении правительственный законопроект «Об охране здоровья населения от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака», получивший широкую и даже отчасти скандальную известность как «антитабачный». В поддержку документа высказались 429 депутатов, против – 2, никто не воздержался.


Отметим, что на настоящий момент главным документом, который регулирует оборот и потребление сигарет в России, является 87-ФЗ «Об ограничении курения табака», который был принят еще в 2001 г.

Законопроект «Об охране здоровья населения от последствий потребления табака» был разработан Минздравсоцразвития РФ в связи с присоединением Российской Федерации к Рамочной конвенции по борьбе против табака (РКБТ) Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), а также для исполнения правительственного Плана мероприятий по реализации Концепции осуществления государственной политики противодействия потреблению табака на 2010–2015 гг. Согласно законопроекту, защита здоровья населения от последствий потребления табака будет обеспечиваться, в частности, посредством1:
-    осуществления мер, направленных на предотвращение воздействия табачного дыма и снижение потребления табака;
-    учета производства, импорта, экспорта, оптовой и розничной торговли табачной продукцией, отслеживания производственного оборудования, движения и распределения табачных изделий;
-    привлечения к ответственности за нарушение законодательства РФ в области защиты здоровья населения от последствий потребления табака.

В целях предупреждения возникновения заболеваний, связанных с воздействием окружающего табачного дыма и потреблением табака, а также снижения распространенности потребления табака в России планируется осуществлять, в числе прочих, следующие меры:
- предотвращение воздействия окружающего табачного дыма на здоровье человека;
- ценовые и налоговые меры2;
- регулирование и раскрытие состава табачных изделий, установление требований к упаковке и маркировке табачных изделий;
- запрет рекламы, спонсорства и стимулирования продажи табачных изделий;
- ограничение производства, оптовой и розничной торговли табаком и табачными изделиями.

Описанный выше законопроект вызвал множество противоречий как среди участников рынка табачной продукции, так и среди руководителей предприятий общественного питания. Тем не менее, необходимо отметить, что меры данного законопроекта в целом вписываются в общемировую логику проведения политики охраны здоровья граждан и борьбы с табакокурением в рамках реализации принципов РКБТ, к которой Россия присоединилась в середине января 2008 г.

РКБТ ВОЗ3 была одобрена и принята 192 государствами в конце мая 2003 г., а вступила в силу 27 февраля 2005 г. На сегодняшний день 153 страны – участницы ВОЗ присоединились к положениям РКБТ.

РКБТ является международным соглашением, которое состоит из перечня рекомендаций социального (в части охраны здоровья) и экономического характера, применяемых в отношении производства и оборота табачных изделий. Целью конвенции является сокращение спроса на табачные изделия и предложения для защиты здоровья населения.  РКБТ на глобальном уровне очерчивает рамки государственной политики в вопросах, связанных с курением, для стран, ратифицировавших конвенцию. С течением времени правительства будут обновлять свои законодательства исходя из собственного понимания РКБТ и конкретных страновых обстоятельств и приоритетов4.

При этом РКБТ не является документом прямого действия и не содержит  исчерпывающий перечень мер, обязательных для выполнения государством. Основные положения РКБТ распространяются на следующие сферы: ценообразование и налогообложение табачных изделий, защиту людей от табачного дыма, регулирование ингредиентов табачной продукции, требования к информации для потребителей, наносимой на упаковку, рекламу, борьбу с нелегальной торговлей табачной продукцией, недопущение продажи табачных изделий несовершеннолетним. Национальные правительства по-прежнему самостоятельно определяют налоговую нагрузку, по своему усмотрению вводят ограничения на рекламу табачных изделий и на курение в общественных местах и т.д. в соответствии с Конституцией и конституционными принципами.

Вместе с тем следует подчеркнуть, что в рамках борьбы с курением, наряду с экономическими механизмами, должна проводиться информационная кампания и изменение общественного сознания, в частности, использование механизмов антитабачной пропаганды, пропаганды здорового образа жизни, развития спортивных программ и программ профилактической работы среди населения, иными словами, пропаганды ценности здорового образа жизни для общества и особенно для молодых поколений.

М.В. Казакова – к.э.н., зав. лабораторией проблем экономического развития


1 http://www.consultant.ru/law/hotdocs/14494.html.
2 См., к примеру, http://www.iep.ru/ru/kommentarii/v-rossii-povyshayutsya-akcizy-na-benzin-tabak-i-alkogol.html и http://www.iep.ru/ru/kommentarii/o-zakonoproekte-protiv-kureniya.html.
3 Полный текст см. http://www.who.int/tobacco/framework/WHO_fctc_russian.pdf.
4 http://www.batrussia.ru/OneWeb/sites/BAT_5G2MJE.nsf/vwPagesWebLive/DO6JDU3R?opendocument&SID=&DTC=&TMP=1

Понедельник, 17.12.2012