Госпрограмма вооружений будет сорвана

Недавно министр финансов РФ якобы согласовал с Минобороны сокращение расходов по ГПВ в ближайшие годы. Из публикаций в СМИ со ссылками на Государственной Думу1, следовало, что речь идет о «переносе» части бюджетных расходов периода 2014–2016 гг. на 2017–2018 гг.


В связи с этим в ближайшие годы военные расходы могут быть сокращены на 70,3 млрд в 2014 г., на 87 млрд в 2015 г. и 95,5 млрд в 2016 г. по сравнению с ранее намечавшимися. Однако размеры этих сокращений оспариваются. Углубляться в их анализ до принятия бюджета бессмысленно. Обратим внимание лишь на то, что во всех этих предложениях общий срок исполнения программы – 2020 г. и общую сумму расходов – около 20 трлн руб. предполагается не трогать. То есть от своей стратегии сторонники огромных расходов на Государственную программу вооружений (ГПВ) не отказываются.

К чему же это может привести? Даже элементарные расчеты свидетельствуют о том, что такой (с учетом переноса) рост расходов на оснащение ВС в принципе не реализуем. Если учесть, что за первый год реализации ГПВ на потребности ВС РФ и других войск было «освоено» около 500 млрд руб., то за оставшиеся годы до конца ГПВ расходы должны составить в среднем 2170 млрд в год. Таких темпов  прироста в экономике не бывает, по крайней мере, в мирное время. Иными словами, ГПВ будет сорвана.

Удручает не столько предстоящий срыв ГПВ, сколько поведение управленцев. Конечно же, правительственные  чиновники владеют элементарными приемами арифметики. Более того, многие имеют ученые степени по экономике. Но довести информацию до Президента, что ввели его в заблуждение в сфере военно-экономической политики, видимо, не хватает мужества.

Тем временем назревает новый провал – в сфере военно-кадровой политики. Не удается призвать нужное количество военнослужащих на «срочную» службу. С трудом выполняется программа добровольного набора на службу по контракту. За стартовую сумму денежного довольствия порядка 20 тыс. руб. в месяц при уровне средней зарплаты (СЗП) по стране порядка 28 тыс. руб. в месяц не удаётся найти достаточное количество молодых, здоровых и толковых граждан даже из депрессивных регионов. А разобравшись с условиями службы и вознаграждения, многие контрактники уходят, не продлевая контракт2.

Объяснение у чиновников-экономистов одно – на повышение денежного довольствия и улучшение условий службы нет денег. Другое дело – на планируемое увеличение к 2018 г. в 2,4 раза заработной платы государственных гражданских служащих, которая и сейчас у них составляет в среднем 72,1 тыс. руб. в месяц3.

Хотя, казалось бы, элементарное управленческое решение очевидно:
1) увеличить денежное довольствие «контрактников» и удерживать его далее на уровне выше СЗП по стране за счёт «излишков», предусмотренных сейчас на ГПВ;
2) и впредь поддерживать долю расходов на развитие Вооружённых Сил если и выше, то не на много, показателей, характерных для большинства современных государств.

Иными словами, нужно не просто сокращение, а упорядочение военных расходов, возможно даже их рост на содержание каждого военнослужащего для укомплектования ВС РФ в минимальной численности.

О возможном согласованном управленческом решении проблем военно-экономической и военно-кадровой политики в правительстве молчат. Выдвигают иные инициативы: призывать девушек, завлечь выпускников вузов вторым высшим бесплатным образованием после годичной службы и т.д. Обоснования этих инициатив отсутствуют.

Есть и еще один немаловажный фактор: не следовало бы «задирать» уровень наших расходов на вооружение выше уровня, характерного для большинства цивилизованных государств, и становиться для них «пугалом». Ведь именно так могут быть восприняты за рубежом слова В.В. Путина, сказанные на заседании Совета Безопасности РФ 5 июля об ожидаемых показателях этого года: «…мы фактически вышли на формулу 50 на 50, то есть бюджетные средства теперь в равных долях выделяются на содержание и на оснащение Вооружённых Сил, их перспективное развитие»4 .

Таким образом, управленцы уходят от того, чтобы признать ошибочность исходных посылок, чтобы обосновать все статьи и виды военных расходов, не прибегая к дезинформации, и сделать их понятными всем гражданам. Это позволило бы привлечь на военную службу минимально необходимое количество «отборных» добровольцев с гарантией их высокого статуса и достойных условий службы.

В.И. Цымбал - д.т.н., главный научный сотрудник лаборатории военной экономики


 Сморщков П. Бюджет разоружили на 253 миллиарда // Газета.ру. 2 июля 2013.
 Ю. Букреев. Система разбалансирована полностью // Военно-промышленный курьер № 26,10-16 июля 2013.
 3  Ф. Стёркин. На себя денег не жалко // Ведомости, 10 июля 2013.
 4  http:/kremlin.ru/news/18529

Вторник, 23.07.2013