Готов ли государственный бюджет к новой волне финансового кризиса?

Продолжающиеся снижение мировых цен на углеводороды и ослабление национальной валюты относительно доллара США вернули опасения относительно новой волны кризиса и готовности финансовой системы страны адекватно реагировать на такие угрозы.


На прошлой неделе глава Банка России Сергей Игнатьев1 представил достаточно оптимистичный для России вариант дальнейшего развития событий. По мнению руководителя ведомства, непосредственно отвечающего за развитие и укрепление банковской системы страны: «Мы готовы к возможному кризису лучше, чем осенью 2008 года. С прошлого раза власти набрались опыта, а банки уменьшили зависимость от иностранных активов». Многие эксперты разделяют в целом мнение С. Игнатьева о том, что финансово-экономическая ситуация в Евросоюзе может вызвать вторую волну кризиса в России, но их оценки способности финансовой и бюджетной системы противостоять кризису, расходятся.

Проблемы финансовой и бюджетной стабильности обусловлены не только неизбежным снижением цен на углеводороды при наступлении кризиса. Также следует учитывать высокую вероятность замедления темпов экономического роста, ухудшение ситуации с финансированием банков и дефицит ликвидности в экономике. О таком варианте развития кризиса в Еврозоне говорилось в докладе Международного валютного фонда в конце 2011 г.2 В качестве превентивных мер МВФ рекомендует правительствам разработать план действий на случай чрезвычайной ситуации. О начале разработки планов, призванных сгладить последствия выхода Греции из валютного блока, объявили и эксперты Европейской комиссии и Европейского центрального банка3.

В России же в силу ряда обстоятельств правительственная программа антикризисных мер пока не разработана. Вряд ли можно надеяться и на то, что в новых реальностях финансового кризиса в Европе можно решить проблемы финансово-бюджетной системы страны за счет тех же антикризисных мер, как и в 2008 г. – ситуация в экономике и бюджетной сфере несколько иная, чем три года назад. Дефицит бюджета России без учета нефтяных доходов с начала кризиса возрос в 1,5 раза4, резервы стабилизационного фонда до уровня 2008 г. дол сих пор не восстановлены5 – все это ограничивает возможность Правительства финансировать новые антикризисные меры. Тем самым наличие опыта реализации антикризисной политики не может служить весомым аргументом готовности Правительства своевременно и в полном объеме отреагировать на новые угрозы. В ситуации нарастания неопределенности, в которой в настоящее время находится не только Европа, но и мировая экономическая система, прежде всего, необходимо оценить потенциал роста доходов и сокращения расходов на среднесрочный период.

Относительно состояния бюджетной сферы достаточно определенно высказался Аркадий Дворкович: «Власти РФ не испытывают опасений по поводу сбалансированности федерального бюджета на 2012 год, пока цены на нефть выше, чем те, которые заложены в бюджетные корректировки».  Однако следует отметить, что снижение цен на сырье в мае 2012 г. стало неожиданным для Правительства России, которое уже определило судьбу дополнительных нефтегазовых доходов федерального бюджета и внесло на обсуждение Госдумы поправки  к бюджету-2012, предполагающие уточнение его параметров с учетом повышения прогноза среднегодовой цены на нефть со 100 до 115 долл/барр. Снижение цен на углеводороды, возможно, приведет к необходимости внести изменения в подготовленный проект поправок и уточнению прогнозного объема доходов федерального бюджета.

Можно было бы согласиться, что возможное снижение цен на нефть до 100 долл./барр.  не окажет заметного влияния на устойчивость бюджетной системы, если не учитывать сопутствующие негативные факторы. К таким факторам необходимо отнести, во-первых, возможный спад объемов производства и инвестиций в 2012 г. В конце апреля Правительство РФ одобрило прогноз основных параметров социально-экономического развития на 2012 г. и на период 2013–2015 гг., подготовленный Минэкономразвития России. Базовый вариант развития ситуации исходит из того, что темпы роста основных показателей российской экономики в 2012 г. будут ниже, чем оценивалось в конце 2011 г.: оценка роста ВВП снижена с 3,7% до 3,4%, инвестиций в основной капитал – с 7,8% до 6,6%6.  

Во-вторых, в среднесрочной перспективе федеральный бюджет подвергнется дополнительному давлению в связи с увеличением расходов, связанных «с масштабной программой модернизации вооруженных сил, обязательствами по повышению денежного довольствия и пенсионного обеспечения военнослужащих и сотрудников остальных силовых ведомств, финансированию  ремонта дорожной сети и др.». По мнению Всемирного банка7, расходы федерального бюджета могут увеличиваться на 0,5–1,5% ВВП ежегодно в течение последующих 6 лет.

Также не исключен и вариант дальнейшего снижения цен. По мнению Всемирного банка8, риски такого развития ситуации связаны с возможным замедлением темпов роста мировой экономики в перспективе, снижением спроса и уровня потребления нефти на мировом рынке. При этом риски замедления мировой экономики обусловлены возможностью разрастания кризисных явлений в Еврозоне, а также более медленными, чем ожидалось, темпами восстановления экономики США и снижением ее кредитного рейтинга. По мнению агентства Bloomberg, падение цен на нефть обусловлено и тем, что в апреле ее запасы в США достигли максимума за 21 год. Таким образом, дальнейшее снижение мировых цен на углеводороды вполне вероятно.

По данным Счетной палаты9, снижение цены на нефть марки «Юралс» на 1 доллар США может привести к снижению доходов федерального бюджета на 55–58 млрд рублей (в условиях 2011 г.). При отклонении мировых цен на нефть с 100 долл.  до 90 долл./барр. федеральный бюджет потеряет, по оценке СП России, до 1% ВВП, а по оценке международного рейтингового агентства Standard & Poor's,  снижение цен на нефть на 10 долл. прямо и косвенно приведет к снижению госдоходов на 1,4% ВВП10.

Снижение доходной базы федерального бюджета и увеличение расходов может вылиться в стремительное наращивание государственного долга на невыгодных условиях. И хотя А. Дворкович считает, что государственный долг России не превысит 20% ВВП, т.е. годового объема доходов бюджета, такой прогноз является поводом для беспокойства. В данных обстоятельствах руководство заявляет о необходимости возврата к бюджетным правилам относительно использования нефтяных доходов бюджета, временно отмененного в 2009–2011 гг.  По словам Дворковича, «есть принципиальное решение президента и председателя правительства, что мы должны вернуться к бюджетному правилу, оно сейчас формулируется и будет принято». Но вряд ли такие системные проблемы можно будет решить только за счет ужесточения практики управления нефтяными доходами через стабилизационные фонды. А потому сохраняются достаточно серьезные основания не разделять оптимизм и успокоенность руководства ЦБ и А. Дворковича по поводу готовности бюджетной системы страны к новой волне кризиса.

Т.В. Тищенко – к.э.н., с.н.с. лаборатории бюджетной политики


1 16 мая на заседании Государственной думы.
2 Доклад МВФ, ноябрь-декабрь 2011 г.
3 http://top.rbc.ru/economics/18/05/2012/651048.shtml
4 Ненефтегазовый дефицит в 2008 г. составлял  6,4% ВВП, в 2011 г. – 9,4% ВВП.
5 По состоянию на 01.01.2012 г. остатки Резервного фонда составили  811,5 млрд руб. или 1,5% ВВП, а Фонда национального благосостояния - 2794,4 млрд руб. или 5,1% ВВП.
6 http://www.vestifinance.ru/articles/10806
7 Доклад Всемирного банка по экономике России, апрель 2012 г.
8 Газета.Ru.
9  Заключение СП России на проект федерального бюджета на 2012–2014 гг.
10 Цитата  РИА «Новости».

Понедельник, 21.05.2012