Июньские изменения федерального бюджета

3 июля на сайте президента РФ опубликован федеральный закон от 28 июня 2014 г. № 201-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон "О федеральном бюджете на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов"», принятый Государственной Думой 20 июня.


В очередной раз при правке текущего бюджета оставлены без изменения показатели планового периода и общая величина расходов федерального бюджета на 2014 г. (13 трлн 960 млрд 133,3 млн руб.). Тем не менее, вследствие снижения прогнозируемого объема ВВП с 73 трлн 315 млрд до 71 трлн 493 млрд руб., что соответствует снижению годового прироста экономики при неизменном прогнозе инфляции (понимая под используемой в законе «инфляцией» индекс-дефлятор ВВП и используя в качестве базы для сравнении вторую оценку ВВП для прошлого года Росстата) с 4,6% до 2,0%, показатели расходов федерального бюджета относительно ВВП выросли. Использование вместо оптимистичных бюджетных 5% майского прогноза Минэкономразвития для индекса-дефлятора ВВП в 6,6% позволяет оценить обновленный официальный планово-бюджетный прирост экономики к концу этого года в 0,47%.


Закрытые ассигнования федерального бюджета сократились на 34,4 млрд руб., следует полагать, вследствие известных проблем с выполнением государственного оборонного заказа (ГОЗ) – по словам Главного военного прокурора С. Фридинского, и в прошлом году ГОЗ был выполнен «по факту» на 80%.

 

Открытая часть расходов Минобороны выросла на 46,8 млрд руб., это означает, что ГОЗ в этом ведомстве сократился примерно на эту же сумму. Расходы федерального бюджета по разделу «Национальная оборона» выросли в открытой части на 21,6 млрд руб. в силу в основном той же причины, при этом правительство намеревалось сократить и общие расходы по этому разделу на 17,6 млрд руб. (до 2 трлн 470,6 млрд руб.), что, скорее всего, и было сделано. Тем не менее, вследствие указанного изменения прогноза ВВП это привело к росту военного обременения российской экономики с 3,4 до 3,5% ВВП.


Расходы по разделу «Национальная безопасность и правоохранительная деятельность» правительство, напротив, намеревалось увеличить на 14,1 млрд руб. в целом (до 2 трлн 67,6 млрд руб.), что также привело к росту обременения экономики с 2,8% до 2,9% ВВП. Хотя вследствие непрозрачности нашего федерального бюджета нельзя быть абсолютно уверенным, что так и произошло, но открытая часть расходов по этому разделу увеличена новым законом на 11,6 млрд руб.


Сейчас, когда идет подготовка федерального бюджета на следующий год, особенно важно учесть накопленный опыт, который показывает, что с момента принятия действующей государственной программы вооружения ГОЗ российским ОПК ни разу не был выполнен более чем на 80%, а один из главных резервов экономии средств федерального бюджета всем давно известен – следует прекратить выбрасывать деньги на ветер и сократить объем выделяемых на ГОЗ ассигнований в 2014–2016 гг. на 368,0 млрд руб., как собственно и предложило в июне правительство президенту. Хотя, объективности ради, 20%, выбрасываемым на ветер, соответствует не менее чем в два раза большая сумма.

 

Василий Зацепин – к.воен.н., зав. лабораторией военной экономики

Пятница, 04.07.2014