Инструменты защиты внутреннего рынка в рамках региональных торговых соглашений

По итогам 12-го Восточноазиатского саммита, прошедшего в столице Филиппин Маниле 13–14 ноября 2017 г., премьер-министр РФ Дмитрий Медведев заявил, что Евразийский экономический союз (ЕАЭС) может заключить соглашение о зоне свободной торговли с Ассоциацией государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН).

Страны АСЕАН имеют богатый опыт заключения региональных торговых соглашений (РТС). В общей сложности ими заключено более 80 двусторонних и многосторонних РТС. Так, в настоящее время функционируют многосторонние РТС (так называемые АСЕАН+1) АСЕАН-Китай, АСЕАН-Индия, АСЕАН-Республика Корея и АСЕАН-Австралия-Новая Зеландия. Как показал анализ региональных торговых соглашений, сформированных с участием АСЕАН, все участники РТС применяют как тарифные, так и нетарифные меры для защиты своего внутреннего рынка.

Однако в ходе исследования выяснилось, что основными причинами отказа предприятий от работы в режиме зоны свободной торговли (ЗСТ) являются не нетарифные барьеры, вводимые странами для защиты внутреннего рынка, а недостаточный уровень либерализации (низкая преференциальная маржа), многообразие правил определения страны происхождения товара и недостаток информации о возможностях ЗСТ.

Первой причиной относительно низкого использования ЗСТ стала небольшая «преференциальная маржа», которая определяется как разница между выгодами и затратами, возникающими при использовании ЗСТ. Выгоды могут быть получены за счет разницы между применяемыми тарифными ставками наиболее благоприятствуемой нации (РНБ) и преференциальными тарифами ЗСТ; основные затраты приходятся на расходы, связанные с получением Сертификата страны происхождения товара.

Вторая причина относительно низкого использования ЗСТ заключалась в том, что фирмы (особенно малые и средние) имеют ограниченную информацию о ЗСТ. Более 60% респондентов из разных стран АСЕАН заявили, что информация о ЗСТ и способах их использования ограничена. В качестве основных источников информации о ЗСТ были приведены правительственные веб-сайты. В некоторых странах, таких как Камбоджа, 70% фирм, использующих режим ЗСТ, заявили, что их настоятельно призывало к этому их правительство, в то время как остальные 30% сделали это по просьбе их торговых партнеров. В Мьянме опросы предпринимателей показали, что ЗСТ воспринимаются, как еще одно проявление торговых ограничений.

При этом следует отметить, что Соглашения о свободной торговле усложняют и без того непростую систему внешнеэкономических отношений, принимая специальные правила между партнерами по РТС, приводящие к изменениям архитектуры многосторонней торговой системы. Происходит дифференцирование правил происхождения товара, устанавливаются различные сроки либерализации тарифов, таможенных процедур и льготных уступок в различных областях регулирования коммерческой деятельности (например, в инвестициях, правах на интеллектуальную собственность, лицензировании деятельности на рынках, санитарных, фитосанитарных правилах и т. п.).

Таким образом, при подготовке следующих Соглашений о свободной торговле с участием ЕАЭС надо стремиться к унификации положений, чтобы не получить так называемую «миску спагетти», т.е. множество соглашений со своими правилами, превращающее преференциальное торговое соглашение в барьер. Для этого следует взять за модель вступившее в силу соглашение о ЗСТ между ЕАЭС и Вьетнамом, особое внимание уделяя единообразию правил определения страны происхождения товаров.

Необходимо сделать более доступной информацию о зонах свободной торговли и возможностях их использования. Для этого приоритетным направлением должно стать повышение качества обслуживания государственных веб-сайтов и справочных служб органов, выдающих Сертификаты происхождения товара.

Надежда Воловик – зав. лабораторией внешнеэкономической деятельности

Четверг, 23.11.2017