Инвесторов пугают институциональные проблемы российской экономики

Президент РФ В. Путин, открывая сегодня ежегодную пресс-конференцию, заявил о том, что дефицит российского бюджета в 2013 г. составит примерно 0,5% ВВП.


По его словам, с учетом практически нулевого дефицита в 2012 г., резервы за счет дополнительных доходов от благоприятной конъюнктуры цен на энергоносители позволяют стабильно выполнять обязательства по социальной политике. Вместе с тем, ранее в бюджете на 2013 г. закладывалась более пессимистичная цифра в 0,8% ВВП. Вместе с тем, как отмечает ряд экспертов, показатель дефицита бюджета (как и государственный долг) не может однозначно свидетельствовать о степени бюджетной устойчивости, поскольку не принимает во внимание неявные бюджетные обязательства, а именно расходы в будущих периодах.

Одним из индикаторов, позволяющим при ряде предпосылок оценить лишь некоторые аспекты устойчивости бюджета, является показатель бюджетного разрыва (fiscal gap). Бюджетный разрыв по сути является мерой несбалансированности бюджетной политики и отражает стоимость будущих расходов государства, не покрываемую будущими доходами. Как отмечается в недавнем исследовании, проведенном международной лабораторией изучения бюджетной устойчивости ИЭП совместно с сотрудниками РАНХиГС, в соответствии с базовым сценарием развития экономики бюджетный разрыв РФ в долгосрочной перспективе составит 8,4% приведенной стоимости прогнозируемого ВВП России. Эта цифра объясняется, с одной стороны, ростом бюджетных расходов ввиду старения населения, и сокращением нефтегазовых доходов, с другой. Безусловно, полученный результат следует интерпретировать с учетом предпосылок, принятых при расчетах, тем не менее, на наш взгляд, он заслуживает внимания при оценке сбалансированности бюджетной политики и принятии решений в этой сфере.

Очевидно, что, если не Россия не изменит существующую модель экономического роста, то дефицит бюджета, даже при нынешних ценах на нефть, будет увеличиваться. Отметим, что рост ВВП РФ в 2013 г. составит 1,4-1,5%, не считая «провальных» для России 1998 и 2009 годов, нынешний темп роста будет самым низким с 1997 г.


При этом в последнее время все чаще высказываются претензии к монетарной политике ЦБ. Так, позиция помощника президента Андрея Белоусова сводится к тому, что высокие процентные ставки «убивают инвестиционную активность», поэтому необходимо проработать вопрос об их снижении.

Однако, по нашему мнению, инвесторов пугают не дорогие кредиты, а институциональные проблемы российской экономики (коррупция, правовая незащищенность инвесторов и т.п.).

Во-первых, реальную стоимость кредитных ресурсов отражает не ставка рефинансирования, а ставка краткосрочного межбанковского кредита, которая на протяжении 2000-х годов колебалась около нижней границы процентного коридора ЦБ (а в реальном выражении была отрицательной), за исключением периода острой фазы кризиса, когда она превысила 6%. При этом уровень инфляции ниже 6% не опускался.

Во-вторых, если сравнивать с другими странами, реальные кредитные ставки в России не такие высокие, а в докризисный период они были одними из самых низких в мире.

В-третьих, снижение темпов экономического роста России обусловлено не высокими процентными ставками, а отсутствием внутренних источников экономического роста. В условиях, когда действующая до 2008 года модель экономического роста полностью исчерпала себя, сохраняющаяся зависимость российской экономики от конъюнктуры мировых цен на энергоносители обуславливает фактические темпы роста ВВП (равно как и масштаб экономического спада в 2008-2009 гг.), которые при низком уровне нефтяных цен, по нашим оценкам, могли бы быть гораздо ниже, чем сейчас.

Таким образом, причины нынешних низких темпов экономического роста отнюдь не монетарные. На наш взгляд, в настоящее время акцент следует делать вовсе не на уровне процентных ставок (если только не возникнет угроза серьезного циклического спада), а на проведении реформ, направленных на стимулирование факторов экономического роста, в частности, в социальной сфере (образование, здравоохранение, пенсионная система), отвечающей за качество человеческого капитала, от которого во многом зависят темпы роста экономики страны.

М.В. Казакова – к.э.н., зав. лабораторией проблем экономического развития, зам. зав. международной лабораторией изучения бюджетной устойчивости
 

Четверг, 19.12.2013