Итоги исполнения консолидированных бюджетов субъектов РФ в 2013 г.

В первый день Гайдаровского форума, выступая на панельной дискуссии, Министр финансов РФ Антон Силаунов, в частности, остановился на итогах исполнения консолидированных бюджетов субъектов РФ в 2013 г.



По данным министра, общий дефицит региональных бюджетов достиг 700 млрд руб.,  или  около 1,1% ВВП. Это существенно больше, чем в пик кризиса 2009 г. (329 млрд руб., или 0,85% ВВП). Что же стоит за этой цифрой?

В настоящее время наблюдается определенная напряженность с исполнением консолидированных региональных бюджетов. Здесь налицо существенное сокращение доходов при невозможности быстрого и существенного снижения объема расходов, что обуславливает наращивание субнациональных заимствований.

По данным Федерального казначейства, за 10 месяцев 2013 г. снижение общей суммы доходов консолидированных бюджетов субъектов составило -5,2% в реальном выражении по отношению к аналогичному периоду 2012 г.; при этом налоговые доходы сократились на 3,8%, а трансферты из федерального бюджета – на 11,5%. Общее снижение налоговых доходов обусловлено динамикой налога на прибыль, чьи поступления снизились за рассматриваемый период на 19,8%. При этом сокращение общего объема налогов, зачисляемых в региональные бюджеты, могло бы быть существенно больше, если бы не рост поступлений по другим налогам, прежде всего по НДФЛ – на 4,2% (см. табл. 1).

Таблица 1

Динамика налоговых доходов консолидированных бюджетов субъектов РФ в 2012-2013 гг.

 

  Динамика основных видов налоговых доходов в реальном выражении
(10 мес. 2013 г. к 10 мес. 2012 г., %)
Доля в налоговых доходах
(2012 год), %
Налоговые доходы

-3,8

100

Налог на доходы физических лиц

4,2

39,0

Налог на прибыль организаций

-19,8

34,1

Налоги на имущество

9,2

13,5

Акцизы по подакцизным товарам 

4,1

7,6

Налоги на малый бизнес

1,3

4,7

Источник: Федеральное казначейство, расчеты авторов.

В то же время расходы консолидированных региональных бюджетов снизились за 10 месяцев 2013 г. лишь на 0,8% в реальном выражении. В результате заметного снижения доходов (как налоговых доходов, так и трансфертов из федерального бюджета) при необходимости поддерживать на определенном уровне расходы субнациональные власти были вынуждены наращивать объемы заимствований. В целом региональный долг (без учета муниципальных бюджетов) за 11 месяцев1 2013 г. по всем субъектам вырос на 10,1% в номинальном выражении, а без учета г. Москвы и Московской области – на 17,2% (см. рис. 1).

Рис. 1.
Региональный долг субъектов РФ в 2007–2013 гг.

Если исходить из данных бюджетной росписи, то расходы консолидированных региональных бюджетов в 2013 г. должны были вырасти на 7,9% в реальном выражении или с 13,3% ВВП в 2013 г. до 14,4% ВВП в 2014 г., а дефицит мог бы составить до 1,7 трлн руб., или 2,5% ВВП. Как уже было отмечено, по предварительным данным Минфина, дефицит консолидированных региональных бюджетов составил «лишь» 700 млрд руб. В результате бюджетная роспись по расходам выполнена, по-видимому, примерно на 90%. В отсутствии полных данных по исполнению региональных бюджетов за 2013 г., а также существования проблем с интерпретацией данных по расходам в разрезе КОСГУ в условиях реформирования бюджетной сети2  трудно делать однозначные выводы о том, за счет каких направлений расходов произошло сокращение их планируемого объема. Однако определенные тенденции можно увидеть из данных табл. 2.

Таблица 2

Доли расходов на социальную сферу, транспорт и ЖКХ в общей сумме расходов консолидированных региональных бюджетов в 2005–2013 гг. (%)

 

 

2005

2006

2007

2008

2009

2010

2011

2012

10 месяцев 2012

10 месяцев 2013

Транспорт (включая дороги) и ЖКХ

22,9

23,4

25,3

26,4

22,1

20,5

20,9

21,8

20,6

20,3

Социальная сфера (образование, культура, здравоохранение, спорт, социальная политика)

52,1

54,0

52,9

49,2

52,4

54,9

59,0

61,5

63,8

64,0

в том числе:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Образование

21,4

22,2

21,6

20,8

21,5

21,9

22,5

24,5

25,5

27,7

Культура, кинематография, СМИ

3,6

3,6

3,7

3,5

3,4

3,4

3,5

3,5

3,7

3,8

Здравоохранение и спорт

15,8

16,4

15,8

12,7

12,1

12,0

17,4

18,2

18,3

16,8

Социальная политика

11,4

11,7

11,8

12,2

15,3

17,6

15,5

15,3

16,3

15,6

Источник: Федеральное казначейство, расчеты авторов.

Анализируя данные вышеприведенной таблицы важно отметить следующее. При существенном сокращении доли расходов на здравоохранение и спорт в общей сумме расходов по итогам 10 месяцев 2013 г., обусловленном переводом оказания скорой медицинской помощи в систему ОМС, некоторым сокращением доли социальной политики, в целом доля расходов на социальную сферу как минимум не увеличивается за счет продолжающегося существенного увеличения доли расходов на образование. Если же рассматривать такие направления расходов, как транспорт и ЖКХ, в которых сосредоточена значительная доля региональных расходов инвестиционного характера, то данные за 10 месяцев пока не позволяют делать выводы о сокращении их доли в  расходах региональных бюджетов. В то же время нельзя забывать о том, что на последние два месяца 2012 г. пришлось до 30% подобных расходов. Учитывая достаточно напряженную ситуацию с исполнением бюджетов субъектов РФ, подобного роста инвестиционных расходов к концу года может и не случиться, что неизбежно приведет к сокращению их доли в региональных расходах. Также нельзя забывать, что доля расходов на транспорт и ЖКХ в 2012 г. составила лишь 21,8%, что ниже докризисных значений в 25-26% в 2007-2008 гг.

Таким образом, одним из основных факторов, определяющих динамику региональных расходов, является наращивание расходов на образование. При этом есть косвенные данные, свидетельствующие о некотором снижении инвестиционной активности региональных властей (или как минимум о прекращении восстановления инвестиционной активности, наметившейся в посткризисный период). Во многом подобная ситуация объясняется как раз необходимостью выполнения положений президентских указов, которые требуют доведения уровня зарплаты работников образования до установленного уровня уже в 2012-2013 гг.
?
В результате региональные власти сталкиваются с дополнительным давлением на расходную часть своих бюджетов, обусловленную выполнением требований указов Президента от 7 мая 2012 г., при снижении как налоговых доходов, так и трансфертов из федерального бюджета. В части трансфертов из федерального бюджета важно отметить, что по итогам 10 месяцев зафиксировано снижение общей суммы трансфертов в номинальном выражении по сравнению с аналогичным периодом прошлого года в 47 регионах, среди которых есть не только достаточно «богатые» регионы, но и такие «бедные» регионы как, например, Республика Мордовия (-39,5%), Карачаево-Черкесская Республика (-16,7%), Пензенская область (-9%), Тамбовская область (-7,4%) и целый ряд других субъектов РФ, чья бюджетная обеспеченность далека от среднероссийского уровня. При этом нельзя забывать, что в составе федеральных трансфертов уже заложены дотации на сбалансированность, часть из которых изначально направлена как раз на компенсацию дополнительных расходов региональных бюджетов в связи с исполнением положений президентских указов, т.е. снижение объема трансфертов наблюдается даже с учетом дополнительных дотаций.

В итоге, необходимо в самое ближайшее время ответить на вопрос о том, какие меры могут быть предприняты для смягчения ситуации с исполнением субнациональных бюджетов при необходимости выполнения общих положений указов Президента от 7 мая 2012 г.

А.А. Мамедов – с.н.с. лаборатории бюджетного федерализма

1 Данные по долгу доступны за 11 месяцев, а данные по исполнению региональных бюджетов – лишь за 10 месяцев 2012 г.
2 Переход к финансированию бюджетных и автономных учреждений путем выделения средств на выполнение государственных и муниципальных заданий без жесткого выделения целевых статей (в отличие от сметы, по которой финансируются казенные учреждения). В результате искажается динамика по всем статьям КОСГУ, в том числе «увеличение стоимости основных средств» и «заработная плата».



Среда, 15.01.2014