Избыточное администрирование и является одним из институциональных барьеров

Центр конъюнктурных исследований Высшей школы экономики (ВШЭ) на днях обнародовал результаты майского опроса руководителей 4,6 тыс. крупных и средних предприятий.


Согласно опросу, большинство топ-менеджеров констатируют, что экономическое состояние их предприятий все еще хуже докризисных показателей. Главное препятствие для развития, по мнению руководителей, – «недостаточный спрос на продукцию предприятия». На него указали 45% респондентов. На втором месте – «высокий уровень налогообложения», о нем сказали 43% респондентов. О недостатке финансовых средств сообщили 36% респондентов, о неопределенности экономической обстановки – 34%, о высоком проценте коммерческого кредита – 30%.

Результаты опроса руководителей российских предприятий не вызывают удивления. Дефицит спроса на внутренние товары, как отмечалось ранее, вызван повышением спроса на импорт, что, по данным Росстата привело к повышению темпов роста импорта в январе–феврале 2013 г. В частности, это касается отрасли производства пищевых продуктов, где падение производства в начале 2013 г. было обусловлено повышением темпов роста импорта продовольствия и продукции сельского хозяйства1.


Рис. 1. Динамика отдельных макроэкономических показателей в январе-феврале 2013 г., % по сравнению с предыдущим периодом.
Источник: Росстат.

Что касается чрезмерного уровня налоговой нагрузки, то, как видно из Табл. 1, по России в целом уровень налоговой нагрузки (в среднем за рассматриваемый период порядка 35-36%) не является чрезмерно высоким и примерно сопоставим (а без учета конъюнктурной составляющей нагрузки, обусловленной благоприятной конъюнктурой мировых цен на нефть, – даже меньше2) со средним уровнем нагрузки в странах ОЭСР в течение последних 12 лет.

Таблица 1.

Налоговая нагрузка в странах ОЭСР в 2000-2011 г. (% ВВП)


 

2000

2001

2002

2003

2004

2005

2006

2007

2008

2009

2010

2011 (оценка)

Австралия

30,4

28,9

20,6

25,4

27,8

28,2

30,4

29,7

27,1

25,8

25,6

...

Австрия

43,0

44,9

33,9

36,7

40,9

41,4

43,0

41,8

42,8

42,5

42,0

42,1

Бельгия

44,7

44,6

31,1

39,4

44,3

43,5

44,7

43,6

43,9

43,1

43,5

44,0

Канада

35,6

35,2

25,7

32,0

32,5

35,6

35,6

33,1

32,3

32,1

31,0

31,0

Чили

18,9

19,1

...

...

...

18,5

18,9

22,8

21,4

17,1

19,6

21,4

Чехия

34,0

34,1

...

...

...

35,9

34,0

35,9

35,0

33,9

34,2

35,3

Дания

49,4

48,5

30,0

38,4

46,1

48,8

49,4

48,9

47,8

47,7

47,6

48,1

Эстония

31,0

30,2

...

...

...

36,3

31,0

31,4

31,7

35,7

34,2

32,8

Финляндия

47,2

44,8

30,4

36,6

39,8

45,7

47,2

43,0

42,9

42,8

42,5

43,4

Франция

44,4

44,1

34,2

35,5

42,8

42,9

44,4

43,7

43,5

42,5

42,9

44,2

Германия

37,5

36,3

31,6

34,3

36,1

37,2

37,5

36,1

36,5

37,3

36,1

37,1

Греция

34,3

33,2

18,0

19,6

25,8

29,1

34,3

32,5

32,1

30,4

30,9

31,2

Венгрия

39,3

38,4

...

...

...

41,5

39,3

40,3

40,1

39,9

37,9

35,7

Исландия

37,2

35,4

26,2

30,0

28,2

31,2

37,2

40,6

36,7

33,9

35,2

36,0

Ирландия

31,0

28,7

24,9

28,5

34,3

32,1

31,0

30,9

29,1

27,7

27,6

28,2

Израиль

36,8

36,8

...

...

...

36,7

36,8

36,3

33,8

31,4

32,4

32,6

Италия

42,0

41,7

25,5

25,4

33,6

39,9

42,0

43,2

43,0

43,0

42,9

42,9

Япония

26,6

26,8

17,8

20,4

26,7

26,4

26,6

28,5

28,5

27,0

27,6

...

Ю. Корея

22,6

23,0

...

14,9

16,1

20,0

22,6

26,5

26,5

25,5

25,1

25,9

Люксембург

39,1

39,7

27,7

32,8

39,5

37,1

39,1

35,6

35,5

37,7

37,1

37,1

Мексика

16,9

17,1

...

...

15,5

15,2

16,9

17,7

20,9

17,4

18,8

19,7

Нидерланды

39,6

38,1

32,8

40,7

42,4

41,5

39,6

38,7

39,3

38,2

38,7

...

Н. Зеландия

33,2

32,5

23,9

28,4

30,9

36,2

33,2

34,7

33,8

31,6

31,5

31,7

Норвегия

42,6

42,9

29,6

39,2

42,6

40,9

42,6

42,9

42,1

42,4

42,9

43,2

Польша

32,8

32,6

...

...

...

36,2

32,8

34,8

34,2

31,7

31,7

...

Португалия

30,9

30,7

15,9

19,1

24,5

29,3

30,9

32,4

32,5

30,7

31,3

...

Словакия

34,1

33,1

...

....

...

40,3

34,1

29,5

29,5

29,1

28,3

28,8

Словения

37,3

37,5

...

...

...

39,0

37,3

37,7

37,1

37,1

37,5

36,8

Испания

34,3

33,9

14,7

18,4

27,6

32,1

34,3

37,3

33,1

30,9

32,3

31,6

Швеция

51,4

49,4

33,3

41,3

47,4

47,5

51,4

47,4

46,4

46,6

45,5

44,5

Швейцария

29,3

28,5

17,5

23,8

25,2

26,9

29,3

27,7

28,1

28,7

28,1

28,5

Турция

24,2

26,1

10,6

11,9

11,5

16,8

24,2

24,1

24,2

24,6

25,7

25,0

Великобритания

36,4

36,2

30,4

34,9

37,0

34,0

36,4

35,8

35,8

34,2

34,9

35,5

США

29,5

28,4

24,7

25,6

25,6

27,8

29,5

27,9

26,3

24,2

24,8

25,1

ОЭСР в целом (невзвешенное среднее)

35,2

34,7

25,5

29,3

32,5

34,5

35,2

35,1

34,5

33,7

33,8

...

Источник: ОЭСР (http://stats.oecd.org).

Таким образом, можно предположить, что российские предприятия страдают, в первую очередь, от избыточного налогового администрирования, а уж затем – от уровня налоговой нагрузки как такового. Вместе с тем, как раз избыточное администрирование и является одним из институциональных барьеров для расширения производства.

М.В. Казакова – к.э.н., зав. лабораторией проблем экономического развития.

1 http://www.iep.ru/files/text/RED/Russian_Economic_Developments_05_2013.pdf
2 Более подробно см. работу Синельников-Мурылев С.Г., Кадочников П.А., Казакова М.В. Анализ структурной и конъюнктурной составляющих налоговой нагрузки в российской экономике//Научные труды ИЭПП № 129Р, 2009 г. – 189 с. (доступно также на сайте http://www.iep.ru).

Среда, 05.06.2013