Изменения в области налогообложения малого бизнеса

С 1 января 2013 г. введена патентная система налогообложения для индивидуальных предпринимателей, которая регулируется самостоятельной главой 26.5 части второй Налогового кодекса РФ, будучи выделена из главы 26.2 «Упрощенная система налогообложения» в самостоятельный специальный налоговый режим.


Основной целью этой новации было создание условий,  стимулирующих  развитие малого предпринимательства путем совершенствования упрощенной системы налогообложения индивидуальных предпринимателей на основе патента. Упрощенную систему налогообложения индивидуальных предпринимателей на основе патента, которая  ранее применялась в соответствии со статьей 34625.1 главы 26.2 «Упрощенная система налогообложения»  НК РФ, оформили в отдельной главе 26.5 «Патентная система налогообложения», создав самостоятельный налоговый режим.
 
Согласно главе 26.5 НК РФ, данная система распространяется на 47 видов деятельности, конкретный их перечень должен быть установлен в региональном законе. При этом законодательные власти субъекта РФ могут расширить перечень видов деятельности сверх того, что указано в НК РФ: у регионов есть право ввести указанный налоговый режим по дополнительному перечню видов предпринимательской деятельности, относящихся к бытовым услугам населению.

Предусмотрено, что по этой системе может быть обложен годовой доход от 100 тыс. руб. до 1 млн руб., а по отдельным видам деятельности регион может установить увеличенный порог максимального дохода до 10 раз.

Переход на патентную систему налогообложения освобождает индивидуального предпринимателя от уплаты налога на доходы физических лиц и налога на имущество физических лиц, но только в части доходов или имущества, не связанных/полученных от деятельности по патенту. Кроме того, владельцы патента не уплачивают НДС, за исключением трех оговоренных законом случаев. Все остальные налоги  и сборы должны уплачиваться.

Индивидуальные предприниматели, применяющие патентную систему налогообложения, смогут привлекать наемных работников, средняя численность которых за год не должна превышать 15 человек. При этом налоговый период составляет календарный год и авансовые платежи по этому налогу не предусмотрены. Положительно можно оценить возможность для индивидуального предпринимателя получить патент на срок менее одного года, но не менее 1 месяца – предприниматель может снизить свои риски от неудачного бизнеса, если возьмет патент, например, на 6 месяцев или на сезонный период.
Ставка по патенту составляет 6 процентов, что является одной из самых низких ставок в российской налоговой системе.

Одновременно с введением патентной системы с 1 января 2013 г. стал добровольным переход на систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход. Предполагается, что сфера применения патентной системы налогообложения будет расширяться и ЕНВД с 2018 г. будет отменен.

Введение патентной системы должно внести положительные перемены и для местных бюджетов, так как все 100% этого налога направляются в бюджеты муниципальных образований.

Конечно, законодателем предусмотрены условия прекращения права пользования патентом, но эти обстоятельства составляют закрытый список ситуаций. Кроме того, для целей определения величины дохода у налогоплательщиков, применяющих одновременно и патент и УСН, учитываются доходы по обоим указанным специальным налоговым режимам.

Налогоплательщик в течение одного календарного года может на территории одного субъекта Федерации только один раз приобрести патент, если у него возникла потребность в сохранении этого налогового режима, то ему нужно дождаться следующего календарного года.  При этом процедура предоставления патента составляет 5 дней.  Если индивидуальным предпринимателем приобретаются патенты в разных субъектах Федерации, то по срокам они могут не совпадать. Конечно, такой режим может существенно ослабить налоговую нагрузку для индивидуальных предпринимателей.

Насколько будут успешны комбинации конкретных условий по патентным режимам в разных регионах, будет зависеть от региональных властей и их желания развивать малый бизнес, правильной оценки экономической ситуации и особенностей региона. Очевидным является то, что с помощью этого режима местные власти смогут стимулировать легализацию малого бизнеса и развивать его на своих территориях,  увеличивая за счет этого доходы местных бюджетов1.

Субъекты РФ обязаны были принять до конца 2012 г. законы о введении с 1 января 2013 г. на своих территориях патентной системы налогообложения по 47 видам деятельности, указанным в главе 26.5 Кодекса2. Однако на начало 2013 г. не все регионы приняли такой закон, например в г. Санкт-Петербурге закон о патентной системе налогообложения еще не принят.

Основной новеллой, введенной Законом г. Москвы от 31 октября 2012 г. № 53 «О патентной системе налогообложения», является возможность применять патентную систему для розничной торговли. Напомним, что вмененный налог в данном субъекте не вводился. Соответственно применение упрощенного порядка налогообложения, рассчитываемого исходя из вмененного дохода, для предпринимателей, занятых розничной торговлей в г. Москве, будет применяться впервые.

Физические показатели деятельности, которые влияют на размер потенциального дохода, в Москве утверждены не были. При этом законодатель установил годовой потенциальный доход при розничной торговле на объектах, не имеющих торговых залов, выше, чем для объектов, которые имеют торговые залы. Так, годовой доход, с которого налогоплательщики будут платить налог, для ларьков (палаток) составит 2,7 млн руб., а для небольших магазинов – 2 млн руб. Отметим также, что московский законодатель воспользовался правом расширить перечень видов деятельности, которые будут облагаться по патентной системе. В Москве это станет возможным для 65 видов деятельности вместо 47, установленных НК РФ.

В Ростове, напротив, потенциальный годовой доход в отношении торговли, осуществляемой на объектах, имеющих торговые залы, установлен выше – 1,5 млн руб. в отношении одного объекта и 418 тыс. руб. в отношении объектов без торговых залов, что, на наш взгляд, более очевидно, так как выручка палатки ввиду ограниченного ассортимента товаров должна быть меньше, чем в небольшом магазине (Закон Ростовской области «О региональных налогах и некоторых вопросах налогообложения в Ростовской области» от 10.05.2012 № 843-ЗС). Примечательно также, что в Ростове размер потенциального дохода определяется исходя из количества объектов или количества работников, в отличие от Москвы, где потенциальный доход налогоплательщика определен независимо от того, сколько торговых точек он открыл или сколько наемных работников у него занято.

Заслуживает интереса тот факт, что экскурсионные услуги в Москве, по мнению законодателя, могут приносить до 300 тыс. руб. дохода, а в Ростове – 370 тыс. руб. (при условии работы 1 человека). Услуги переводчиков в Ростове также оценены выше, чем в Москве: 370 тыс. руб. против 300 тыс. руб. в год.

В Красноярском крае Законом от 27.11.2012 № З-756 «О патентной системе налогообложения в Красноярском крае» патентная система введена в отношении 47 видов деятельности. Доход в сфере розничной торговли для объектов, не имеющих торговых залов, так же, как и в Ростове определен ниже, чем для объектов с залами (100 тыс. руб. и 557 тыс. руб. соответственно). При этом законодатель также дал разную оценку получаемого дохода в случае наличия более одной торговой точки и привлечения более одного работника. Сдача в аренду собственного имущества (жилого помещения) предполагает в Красноярском крае получение дохода до 140 тыс. руб., в Москве этот показатель составляет 1 млн. руб., что вполне обоснованно, учитывая уровень цен на арендуемое жилье в этих регионах.

В Нижегородской области Законом от 24.10.2012 № 305-5 ОД «О патентной системе налогообложения» патентная система охватывает также 47 видов деятельности. Важно, что помимо установления потенциально возможного годового дохода в зависимости от единицы физического показателя (количество работников, площадь торгового зала) законодатель воспользовался предоставленным Налоговым кодексом РФ правом и определил максимально возможный доход, с превышением которого индивидуальный предприниматель утрачивает право применять патентную систему. Отметим, что этот количественный порог был установлен по максимуму, что позволит предпринимателям работать без необходимости искусственного занижения выручки.

Закон Краснодарского края от 16.11.2012 № 2601-КЗ «О введении в действие патентной системы налогообложения на территории Краснодарского края» отличается детальной проработкой критериев, которые влияют на размер патентного налога. Помимо определения физических показателей указанный закон также повысил по сравнению с установленным НК РФ максимально возможный доход в зависимости от вида деятельности. Так, максимальный доход составил 10 млн руб. для таких видов деятельности, как розничная торговля, услуги общественного питания. Обращает на себя внимание тот факт, что в розничной торговле в отношении различных товаров были установлены и различные ставки годового дохода для расчета налога. Так, законодатель выделил торговлю ювелирными изделиями, медицинскими товарами, алкогольной продукцией и пр. Даже в сфере общественного питания законодатель по-разному оценил потенциальных доход бара, кафе, ресторана, закусочной. Однако на практике возможны ситуации, при которых предпринимателю будет затруднительно доказать, что у него именно столовая, а не кафе, размер годового дохода по которому установлен выше, чем у столовой, так как критерии таких отличий на законодательном уровне не установлены.

Таким образом, при сравнении положений ряда региональных законов о введении патентной системы можно отметить следующее. Установленный законодателем размер годового дохода по некоторым видам деятельности существенно различается, например, в розничной торговле, сдаче жилья в аренду. Кроме того, большинство регионов установили дифференцированный подход при определении вмененного дохода исходя из физических показателей – ассортимента товаров, количества торговых точек, численности    наемных работников. Такой подход, на наш взгляд, способствует более справедливому налогообложению. Очевидно, что региональные власти при принятии этих законов оценивали потенциальный доход исходя из возможностей региона, уровня его экономического развития, однако не всегда установленные величины кажутся справедливыми. При этом методика оценки не раскрывается и экономическую обоснованность того или иного вмененного дохода будет невозможно оспорить или изменить.

Н.Ю. Корниенко – к.ю.н., зав. лабораторией развития налоговой системы;
М.С. Есипова – научный сотрудник лаборатории развития налоговой системы


1 Подробнее о существующих в мире вариантах специальных режимов налогообложения для малого бизнеса можно обратиться к работе: Шкребела Е.В. Налогообложение малого бизнеса в России: проблемы и перспективы решения / Под ред. д.э.н. Синельникова-Мурылева С., к.э.н. Трунина И. - М.: ИЭПП, 2008.
2 Например, Закон г. Москвы от 31 октября 2012 г. № 53 «О патентной системе налогообложения», Закон Ленинградской области от 7 ноября 2012 г. № 80-оз «О патентной системе налогообложения на территории Ленинградской области».

Вторник, 26.02.2013