Изменения в структуре производства возможны только при расширении свободы действия конкуренции

Минэкономразвития подготовило «Концепцию первоочередных мер социально-экономического развития», в которой делается вывод, что причины стагнации российской экономики имеют внутренний характер, а именно: рост издержек предприятий, низкая производительность труда, отсутствие развитых институтов для бизнеса и конкурентной среды.


Также Минэкономразвития признает, что прежние инструменты стимулирования – продление льгот по страховым взносам малому бизнесу, кредитование малых и средних предприятий за счет средств ФНБ, использование средств ФНБ на инфраструктурные проекты – не оправдали ожидания по эффективности.

Чтобы предотвратить риски затяжной стагнации Минэкономразвития предлагает делать ставку на повышение конкурентоспособности несырьевого сектора экономики и инвестиционной активности, а также на человеческий капитал.

Замедление экономического роста в посткризисный период 2010–2013 гг. и определение необходимого для устойчивого социально-экономического развития уровня темпов роста обусловили актуальность исследования структуры и качества экономического роста и его способности обеспечивать модернизацию экономики.

Анализ динамики основных показателей за последние пятнадцать лет показывает, что, несмотря на достаточно высокие темпы деловой активности в докризисный период, на характере функционирования экономики продолжали сказываться долгосрочные внутренние структурные ограничения. Действительно, анализ трансформационных сдвигов в российской экономике в длительной ретроспективе показывает, что изменения структуры производства в целом определялось естественными процессами перераспределения факторов производства.  

На протяжении ряда последних лет относительно высокий уровень иностранных, внешних и внутренних отечественных инвестиций в Россию поддерживался высокими ценами на нефть. Быстрый рост внутренних доходов в определенной степени компенсировал институциональные слабости экономики, т.е. темпы расширения рынка и роста прибыли демпфировали риски, связанные с отсталостью институтов.

Однако, как показал опыт, высокая инерционность развития   российской экономики в последние годы привела к замедлению темпов экономического роста, снижению конкурентоспособности отечественной продукции на внутреннем и внешнем рынках и усилению ограничений со стороны развития транспортной и энергетической инфраструктуры. Этот комплекс проблем предопределяет настоятельную необходимость смены модели экономического развития в сторону усиления факторов инновационного роста, повышения инвестиционной активности, активизации процессов эффективности использования труда и энергии.

Структурная перестройка промышленности и ее диверсификация опираются на сочетание эффективной предпринимательской конкуренции и мер государственной политики по стимулированию повышения национальной конкурентоспособности. Необходимые изменения в структуре производства возможны только при расширении свободы действия конкуренции, предпринимательских инновационных элементов в поведении бизнеса, формировании как мощного слоя малого и среднего бизнеса, так и крупных российских компаний, играющих значимую роль на мировых рынках и входящих в элиту мирового бизнеса.

Новая парадигма экономического роста российской экономики основывается на высокой производительности основных факторов производства и стимулировании конкуренции. Определение принципов государственного регулирования приоритетных видов деятельности с целью соблюдения баланса качественного исполнения государственными институтами функций регулятора и целями развития является основным условием формирования спектра возможностей для экономического роста и повышения производительности.

О.И. Изряднова – зав. лабораторией структурных проблем экономики

Вторник, 21.01.2014