К итогам заседания Военно-промышленной комиссии

20 января в Ново-Огарево состоялось первое в этом году заседание Военно-промышленной комиссии (ВПК) Российской Федерации.

В связи с тем, что силовому и экономическому блоку правительства не удалось выполнить порученную им президентом В. Путиным на предыдущем заседании ВПК разработку сбалансированного варианта ресурсного обеспечения очередной государственной программы вооружения на 2016–2025 гг., серьезное внимание было, судя по всему, уделено обсуждению этого вопроса.

Однако окончательное решение по нему принять не удалось и в этот раз, как сказал вице-премьер РФ Д. Рогозин после заседания ВПК, вследствие «плавающего» макроэкономического прогноза. Безусловно, долгосрочный прогноз в текущих условиях невозможен, но точно так же он был невозможен и 5 лет назад, когда готовилась ныне действующая госпрограмма вооружения – ни один из официальных прогнозов 2010 г. не предусматривал серьезное торможение экономики к 2014 г., наблюдавшееся еще до прошлогодних экономических санкций против России и падения цены нефти.

Поэтому не следует переоценивать реалистичность наших планов и их способность в принципе «в полной мере учитывать финансово-экономические возможности государства». Их балансировка обеспечивается бюрократическими играми, а не качеством собственно планов.

Это ярко проявилось 5 лет назад, когда Министерством обороны баланс был легко смещен с лимита финансирования в 13 трлн руб. до 20 трлн радужными обещаниями полного перевооружения Вооруженных сил страны «всего» за 36 трлн. Конечно, жизнь показала, что планы военных существенно переоценивали возможности отечественного оборонно-промышленного комплекса, с одной стороны, и одновременно оставляли его без заказов после 2020 г. – с другой. Но что-то изменить было практически невозможно.

Разработчикам государственной программы вооружения на 2016–2025 гг. предстоит выполнить требование президента В. Путина учесть положения новой редакции Военной доктрины, утвержденной им 26 декабря. Сделать это будет труднее, чем прежде, т.к. список угроз для России в ней расширен с 11 до 14, но и легче одновременно, т.к. новые угрозы не носят военного характера и к Вооруженным силам имеют весьма косвенное отношение. Кроме того, возможно, для дальнейшего облегчения задачи разработчикам государственной программы вооружения из Военной доктрины оказался исключен сакраментальный пассаж в пункте IV.39б предыдущей редакции, требовавший оптимизации расходов на оборону, рационального планирования и распределения «финансовых и материальных ресурсов, направляемых на обеспечение военной организации».

В современных экономических условиях очевидна абсолютная нежизненность существующего формата государственной программы вооружения: невозможность прогнозирования более чем на 1–2 года требует введения механизма официального пересмотра этой программы каждые 2 года (по примеру развитых стран). В противном случае планы наших военных рискуют подорвать российскую экономику.  

Василий Зацепин – к.воен.н., зав. лабораторией военной экономики

Пятница, 23.01.2015