К публикации федерального бюджета на 2011 год

24 декабря «Российская газета» завершила официальную публикацию федерального закона от 13 декабря 2010 г. № 357-ФЗ «О федеральном бюджете на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов», начавшуюся неделей ранее.


Доля секретных и совершенно секретных ассигнований в бюджете 2011 г. впервые достигла 12,25% (это 1 трлн 306 млрд руб.). Следует напомнить, что сведения о полных ассигнованиях по разделам и подразделам функциональной классификации расходов федерального бюджета не публикуются в составе федеральных законов о бюджете начиная с 2008 г., хотя вполне открыто сопровождают соответствующие законопроекты. И в этом новый федеральный закон № 357-ФЗ не стал исключением.

В результате разобраться в федеральном бюджете оказывается невозможно не только обычному гражданину, но и видному экономисту, как видно из комментария от 17 декабря Е. Гурвича «Читаем бюджет» в «Российской газете». Даже если не обращать внимания на случайную ошибку с использованием доли от ВВП вместо доли от расходов бюджета, то оказывается, что, судя по приведенной в газете диаграмме, все оценки и выводы автора относятся к правительственному проекту федерального бюджета, а не к его окончательной версии в виде Федерального закона № 357-ФЗ, подписанного Президентом Российской Федерации Д. Медведевым 13 декабря.

Есть ли разница между ними? Безусловно, есть: за два с половиной месяца прохождения проекта через Федеральное собрание ассигнования изменились по некоторым разделам и подразделам классификации расходов на десятки миллиардов рублей, что не удивительно. Но узнаем мы об этом лишь через несколько месяцев, при внесении проекта следующей версии федерального закона, из пояснительной записки Минфина РФ.

В своем выступлении в конце ноября на Гороховецком полигоне президент Д. Медведев заявил о сохранении финансирования национальной обороны на уровне 2,8% от ВВП в период с текущего года по 2020 г. при том, что уже с прошлого, 2009 г. эти расходы фактически превысили 3% ВВП. А запланированные на следующий год ассигнования по разделу «Национальная оборона» в соответствии с заключением Комитета Совета Федерации по обороне и безопасности от 30 ноября 2010 г. № 3.5-07/1681 составляют 14,3% от расходов федерального бюджета, что соответствует 3,02% ВВП, или 1 трлн 524 млрд руб. При этом  расходы по разделу «Национальная оборона» возрастают на 20%(!) при дефиците бюджета и неуправляемой инфляции (указанные ассигнования в законе № 357-ФЗ целиком не опубликованы, поэтому оценить их размер можно лишь с помощью дополнительного источника).

Заместитель министра финансов А. Силуанов еще 3 июня 2010 г. заявил о полной готовности своего ведомства за счет налогоплательщиков перейти к дальнейшему наращиванию российских военных расходов: «В 2010 году объем расходов на оборону составил 2,6 проц от федерального бюджета. В последующие годы эти расходы будут возрастать. В 2011 они составят 2,9 проц, в 2012 – 3, а в 2013 – 3,2 проц». Но ведь уже в 2010 г. по разделу «Национальная оборона» федеральным бюджетом планировалось израсходовать более 2,8% ВВП. Можно было бы сказать, что разница в 0,1-0,2 п.п. ВВП – не так уж и много, но министр финансов А. Кудрин после президентского Послания Федеральному собранию 30 ноября заявил о том, что для него намерение выделить на эту программу 20 трлн руб. – «это новая задача». А уже 21 декабря другой заместитель министра финансов – С. Шаталов – признал, что в бюджете 2011–2013 гг. не учтены многие расходы, которые «уже анонсированы – и прежде всего это оборонные расходы». Если правильно понимать Шаталова, только что подписанный закон о бюджете уже нужно пересматривать.

И это естественное следствие ситуации, когда федеральный бюджет как кот в мешке, а бюджетный процесс в нашей стране все больше напоминает секретную операцию спецслужб.

В.Б. Зацепин – с.н.с.  лаборатории военной экономики

Четверг, 30.12.2010