К публикации федерального бюджета на 2016 г.

15 декабря на Официальном интернет-портале правовой информации опубликован федеральный закон от 14 декабря 2015 г. № 359-ФЗ «О федеральном бюджете на 2016 год». Днем ранее Минфин обнародовал «Бюджет для граждан к федеральному закону о федеральном бюджете на 2016 год».

Как и в прошлом году, в результате прохождения правительственного варианта федерального бюджета через Федеральное собрание основные его показатели в части общих доходов, расходов, государственного долга и размера дефицита, равно как и макроэкономические параметры, положенные в его основу, остались неизменными.

Не изменилась также и открытая часть расходов по разделу «Национальная оборона» функциональной классификации расходов бюджета в размере 1 трлн 4 млрд руб., однако за счет прироста закрытой части на 1,7 млрд руб. расходы по этому разделу в целом возросли до 3 трлн 146,8 млрд руб. (4,0% ВВП). Тем не менее, это на 0,5% меньше расходов этого раздела в текущем году, определенных федеральным законом от 28 ноября 2015 г. № 329-ФЗ в размере 3 трлн 163,8 млрд руб. (4,3% ВВП). Таким образом, впервые за 15 лет законом о федеральном бюджете на следующий год снижаются ассигнования по разделу «Национальная оборона». Однако при этом расходы на государственный оборонный заказ (ГОЗ), если судить по размеру закрытой части этого раздела, возрастают на 2,1% – с 2 трлн 99 млрд до 2 трлн 142,8 млрд. руб. И, кроме того, законом № 359-ФЗ вновь предусмотрены государственные гарантии по кредитам, привлекаемым организациями оборонно-промышленного комплекса для целей выполнения ГОЗ, в размере 209 млрд руб. (в завершающемся году объем таких гарантий составил 26 млрд руб.).

Расходы по разделу функциональной классификации «Национальная безопасность и правоохранительная деятельность» в 2016 г. будут сокращены на 3,5%, или на 73,1 млрд руб. – с 2 трлн 60,2 млрд (2,8% ВВП) до 1 трлн 987,1 млрд руб. (2,5% ВВП).

В результате доля расходов на оборону и безопасность в федеральном бюджете в 2016 г. снизится на 2,0 п. п. – до 31,9%, а соответствующее обременение экономики – на 0,6 п. п., до 6,5% ВВП, что, безусловно, не означает, что резервы дальнейшего сокращения указанных расходов в федеральном бюджете 2016 г. исчерпаны.

Василий Зацепин — к.воен.н., зав. лабораторией военной экономики

Понедельник, 21.12.2015