К публикации Обзора открытости бюджета за 2015 г.

10 сентября Международным бюджетным партнерством (МБП) опубликован очередной Обзор открытости бюджета, уже пятый с 2006 г.

Обзор, данные для которого собирались в мае–июне  2014 г.,  в этот раз включает 102 страны, охватывающие, как сообщается, «все регионы мира и все уровни доходов». МБП задержало публикацию материалов на год, «чтобы предпринять ряд усовершенствований по вопросам обзора и развернуть новую онлайн-платформу для сбора результатов обзора». В результате этих усовершенствований число вопросов в анкете 2015 г. возросло со 125 до 140, некоторые вопросы были изменены, а ряд традиционных, использовавшихся с 2006 г., оказался вообще исключен.

Эта судьба постигла, среди прочих, и вопрос о доле секретных расходов в бюджете под предлогом того, что ответы на него «зачастую было трудно проверить». Тем самым МБП не только элегантно и политкорректно скрыло серьезный изъян своей методологии, позволяющий считать вполне «открытыми» засекреченные бюджеты, но и вольно или невольно заодно сняло принципиальное препятствие для занятия нашей страной с ее 16,7% закрытых расходов федерального бюджета в прошлом году самых верхних строк рейтинга в обзоре МБП.

Однако, несмотря на это послабление, наше место в Индексе открытости бюджета за два с лишним года, прошедшие с момента публикации предыдущего обзора, практически не изменилось – с теми же 74 баллами, что и в прошлом Индексе, Россия разместилась на 9-м месте (вместо 7-го в прошлый раз совместно со Словенией) после Великобритании, Румынии и Перу, разделивших 8-е место. Первое место и в этом году заняла Новая Зеландия, а США сместились с 3-го места на 5-е.

Стабильность российских результатов становится понятна, если заглянуть в анкету по России на сайте МБП. Судя по ней, положительный эффект от разработки Минфином в последние два года Бюджета для граждан оказался до такой степени компенсирован недостаточным фактическим участием общественности в обсуждении бюджета, что МБП пришлось по ряду вопросов анкеты волевым порядком менять оценку российского эксперта с «плохо» на «отлично» под предлогом того, что в других странах еще хуже.

Наша собственная альтернативная оценка открытости российского бюджета при помощи калькулятора МБП, учитывающая в том числе отсутствие представления расходов бюджета в экономической классификации и неполный охват программами расходов федерального бюджета, помещает Россию с 65 баллами на одну строку с Болгарией, Южной Кореей и Малави, что является также вполне достойным результатом.

Василий Зацепин – к.воен.н., зав. лабораторией военной экономики

Вторник, 15.09.2015