К созданию Таможенного союза

25 сентября 2009 г. в Алма-Ате состоялось заседание комиссии Таможенного союза, по окончании которого страны – участницы – Россия, Белоруссия и Казахстан – объявили о завершении работы по согласованию и унификации единого таможенного тарифа.


Решение о создании Таможенного союза было принято президентами стран ЕврАзЭС 6 октября 2007 г. Ими же был утвержден план действий, согласно которому в течение 2007–2010 гг. предстояло создать договорно-правовую базу.

Формирование единой таможенной территории предполагает отмену таможенных границ между странами Таможенного союза и перенос всех видов государственного контроля, кроме пограничного, на таможенную границу Союза. Планируется, что на белорусско-российской границе контроль будет отменен уже с 1 июля 2010 г., а на казахстанской – с 1 июля 2011 г.

На прошедшем в Алма-Ате заседании был одобрен проект единого Таможенного кодекса, а также проекты договоров, которые будут представлены для рассмотрения и подписания главами государств стран – участниц Таможенного союза.
На заседании 27 ноября 2009 г. лидеры трех государств, как ожидается, одобрят срок вступления в силу единого таможенного тарифа – 1 января 2010 г. Таможенный кодекс начнет действовать с 1 июля 2010 г.

Также с 1 января 2010 г. функции внешнеторгового регулирования трех стран будут переданы комиссии Таможенного союза. Она будет заниматься изменением ставок ввозных пошлин трех стран, а также вводить товарную номенклатуру внешнеэкономической деятельности, устанавливать тарифные льготы и квоты, определять систему тарифных преференций, вводить нетарифные меры регулирования, проводить специальные защитные антидемпинговые и компенсационные расследования. Решения комиссии будут применяться на территории всех трех государств. Механизм принятия решений будет следующий: чтобы решение было принято, необходимо набрать две трети голосов. Сейчас у России около 60% и по 20% у Белоруссии и Казахстана (пропорционально формированию бюджета Таможенного союза).

Доходы членов Таможенного союза от импорта будут распределяться по макроэкономическим критериям. Сейчас обсуждается, какими они будут – ВВП, внешнеэкономическая деятельность, объем товарооборота и т. д.

Единый таможенный тариф и кодекс – ключевые документы для Таможенного союза», но есть и другие проблемы, например, унификация соглашений о свободной торговле (у России такие соглашении есть с Сербией и Черногорией). Кроме того, должен быть создан судебный орган, в котором можно будет обжаловать решения наднациональных органов таможенного союза. Также пока отсутствует механизм распределения экспортных пошлин. Экспортные пошлины в Белоруссии и Казахстане практически отсутствуют, Россия экспортирует более 300 товарных позиций, по которым взимаются вывозные пошлины. Экспортное соглашение между странами союза предусматривает взимание пошлин по стране происхождения сырья. С Белоруссией есть отдельное соглашение по экспорту российских нефти и нефтепродуктов – при их вывозе в третьи страны Белоруссия применяет ставки пошлин, действующие в России. Четкий механизм распределения экспортных пошлин будет рассматриваться на втором этапе создания союза.

Стороны также утвердили директивы для единой переговорной группы по вступлению России, Казахстана и Белоруссии во Всемирную торговую организацию (ВТО) и еще раз подтвердили, что вступать собираются единовременно. Прогнозировать, когда Таможенный союз станет членом ВТО, в настоящее время довольно сложно.

Н.П. Воловик – зав.лабораторией внешнеэкономической деятельности

Понедельник, 28.09.2009