Как учесть интересы бизнеса в ходе реформы контрольно-надзорной деятельности в России?

Реформа контрольно-надзорной деятельности (КНД) давно назрела в России, но лишь в конце 2016 г. был утвержден паспорт соответствующей приоритетной программы. Программа рассчитана на период до 2024 г. и предполагает коренное реформирование контроля и надзора.

Программа стремится максимально учесть интересы граждан, государства и бизнеса, т.е. одновременно оптимизировать бюджетные затраты на КНД, предотвратить возможный ущерб и обеспечить защиту охраняемых законом ценностей. Среди прочих целевых показателей предполагается и снижение административной нагрузки на организации и граждан – не менее чем на 20% по сравнению с 2016 г. к концу 2018 г. и на 50% к концу 2025 г. Тем не менее, данная цель не является приоритетной целью программы, в которой интересы малого и среднего бизнеса удовлетворяются по остаточному принципу.

Специфика контроля и надзора в отношении малых и средних предприятий
Исследования, проведенные экспертами РАНХиГС, Института Гайдара и ЦСР, показывают, что именно для малых и средних предприятий существует специфика реализации КНД, которую необходимо учитывать. Фирмы, выбирая стратегию поведения в отношении законодательных норм, руководствуются расчетом издержек, сравнивая ожидаемую прибыль от несоблюдения норм, расходы, связанные с их   выявлением, и вероятность раскрытия правонарушения.

Большая часть административного бремени малых и средних предприятий формируется в ходе инспектирования (выездных проверок): это временные затраты, неформальные платежи, альтернативные издержки. Важным фактором несоблюдения законодательства малыми и средними предприятиями является характерная для них нехватка кадровых и интеллектуальных, финансовых и временных ресурсов, а также затрудненный доступ к информации.

Проблемы контроля и надзора в отношении малых и средних предприятий в России
Административная нагрузка, возникающая вследствие осуществления контрольно-надзорной деятельности (КНД) государства, создает значительные препятствия для развития бизнеса. Карательная парадигма КНД предусматривает необходимость тотального контроля за предприятиями, поскольку предполагается, что каждый предприниматель что-то нарушает либо обязательно будет нарушать, если предоставить ему такую возможность (не проверить его). Необходимость подготовки документов к проверкам и отчетов для проверяющих организаций влечет за собой рост издержек. Высокие трансакционные издержки на взаимодействие с государственными органами, включая контрольно-надзорные, вследствие заполнения отчетных форм, личного присутствия предпринимателей, необходимого для получения ряда государственных услуг, затраты на выполнение обязательных требований, затраты, возникающие вследствие проведения выездных проверок, толкают предпринимателей в теневой сектор. Проводятся избыточные проверки, в основном внеплановые, нередки нарушения и злоупотребления при проверках, что особенно ярко видно при сопоставлении данных по проверкам в регионах России, повсеместна низкая прозрачность процедур проверок и работы контрольно-надзорных органов в целом, высоки штрафы, зачастую несопоставимые с выявленным правонарушением и объемами выручки предприятия, имеется множество избыточных, устаревших, противоречивых требований, доступ ко многим из которых закрыт. С учетом специфики мелких и средних предприятий в части соблюдения законодательных норм формулируемые меры должны быть ориентированы на снижение издержек предприятий, связанных с соблюдением законодательных норм.

Как облегчить административное бремя от КНД для бизнеса?
За рубежом накоплен определенный опыт реформирования КНД, в том числе ориентированный на потребности малых и средних предприятий. Для них, в частности, важна оценка влияния принимаемых законов на малые и средние предприятия (оценка регулирующего воздействия по принципу «малый бизнес превыше всего»), сокращение числа регулирующих документов и обязательных требований, профилактическая работа и консультации, реформирование инспекций, использование KPI, отражающих оценку вреда. Все это способствует переходу к более щадящему регулированию, не столь обременительному для малых и средних предприятий;

Частично эти аспекты учитываются приоритетной программой, однако в контексте важности поддержки малых и средних компаний, декларируемой государством в последнее время, важно усилить ориентацию программы и на интересы этой группы предприятий.

В частности, важно:
1) установление долгосрочного моратория на проведение плановых проверок в отношении субъектов малого предпринимательства;
2) регламентация количества проверок в отношении предпринимателей, совершивших правонарушение, в зависимости от наличия или отсутствия повторных нарушений, а при отсутствии выявленных правонарушений в течение 3 лет – отсутствие проверок;
3) внедрение новых технологий, опосредующих процессы проведения проверок и формирующих механизмы открытия и обработки данных о проверках (в том числе посредством реестра мелких и средних предприятий), о компаниях, о контрольно-надзорных органах, об обязательных требованиях; в перспективе – переход на дистанционный контроль и надзор для малых и средних предприятий.

Вера Баринова – зав. лабораторией инновационной экономики

Понедельник, 06.03.2017