Масштабное повышение зарплат чиновникам является контрпродуктивным

Как сообщил на прошлой неделе Росстат, по итогам 2013 г. рост среднемесячной зарплаты гражданских служащих федеральных государственных органов власти по сравнению с 2012 г. составил 36,5% – до 98 тыс. руб., в то же время рост среднемесячной зарплаты по стране за аналогичный период составил всего лишь 12,3% – до 29,9 тыс. руб.

 

Таким образом, как следует из официальных данных, в прошлом году среднемесячная зарплата чиновников более чем в 3 раза превысила средний уровень зарплаты по России в целом.

 

Опубликованные Росстатом цифры по зарплатам чиновников не вызывают оптимизма по ряду причин. Как отмечалось нами ранее, столь масштабное повышение зарплат чиновникам с точки зрения экономической теории является контрпродуктивным (иными словами, тормозящим) по отношению к экономическому росту. Данную точку зрения, безусловно, можно оспорить. Приводят в аргумент тот факт, что работа чиновников, в совокупности с другими видами экономической деятельности, является одним из факторов экономического развития страны. А значит, такая работа должна получать адекватное вознаграждение.

 

Однако в связи с этим следует подчеркнуть, что стимулом для ускорения темпов роста экономики является эффективная деятельность различных ее элементов, а этого, увы, нельзя сказать, в частности, о деятельности чиновников в России. Как показывает анализ, административная реформа в России, полностью скопированная с опыта развитых стран, не принесла сколь-либо ощутимых результатов. Это не должно вызывать удивления, поскольку Россия отличается от стран ОЭСР и по уровню развития, и по менталитету, и внедрять у нас принципы, работающие в развитых странах, по нашему мнению, нецелесообразно.

 

Хотелось бы также отметить, что, по результатам обзора зарубежного опыта и статистики, даже в странах ОЭСР, давших старт административной реформе еще в 1980-х годах, основные ее принципы, направленные, в том числе, на децентрализацию, оптимизацию численности и повышение эффективности деятельности чиновников за счет введения системы оплаты их труда по результатам, не увенчались успехом. Это вызывает вопросы о целесообразности реализации административной реформы в том виде, в котором она проводилась в странах ОЭСР.

 

Нет никаких сомнений в том, что во главу угла административной реформы следует ставить непременно сокращение численности чиновников и оптимизацию расходов на госслужбу, в частности оплату труда госслужащих. Вместе с тем, рост зарплат в этом секторе, на наш взгляд, не вполне обоснован, в первую очередь, по причинам отсутствия каких-либо шагов в направлении корректировки и адаптации административной реформы, проводимой в развитых странах, к российским реалиям. Кроме того, в условиях общей стагнации российской экономики и при отсутствии перспектив ее оживления в обозримом будущем значительное повышение зарплат чиновников, не подкрепленное повышением эффективности их деятельности, только усугубляет пессимизм экспертного сообщества и населения относительно перспектив реализации конкретных мер по стимулированию экономического развития России.

 

Мария Казакова – к.э.н., зав. лабораторией проблем экономического развития, зам. зав. международной лабораторией изучения бюджетной устойчивости.

Понедельник, 03.03.2014