Механизмы формирования стратегических приоритетов социально-экономического развития на федеральном уровне

В современной практике государственного управления усиливается роль стратегического планирования, важнейшим элементом которого является установление приоритетов и целей развития, поскольку без них невозможна эффективность государственной системы.

Между тем, обзор законодательства Российской Федерации показал, что ни в одном из документов не содержится точного определения понятий «стратегические приоритеты» или «приоритеты социально-экономического развития». Приоритеты сформулированы одновременно в разных документах, могут вообще не фиксироваться в документах стратегического планирования, но при этом объективно существовать с точки зрения населения, представителей бизнеса и органов государственной и муниципальной власти.

Формирование данных приоритетов происходит под воздействием экзогенных и эндогенных факторов.

Экзогенные факторы формирования стратегических приоритетов представлены особенностями развития глобальных рынков сырья и товаров, трендами развития мировой экономики, динамикой развития населения регионов мира, изменением природно-климатических условий и внешнеполитическими отношениями. К ним, в частности, относятся: политика зарубежных стран; военные действия; динамика цен на мировом рынке на экспортные товары (в первую очередь на нефть); научно-технический прогресс и появление новых технологий; природные и техногенные катаклизмы; миграции населения; санкции (как декларируемые, так и неафишируемые); международные соглашения и др.

К эндогенным факторам формирования стратегических приоритетов относятся изменения тенденций и закономерности развития отраслей экономики и социальной сферы, населения и природно-технологических систем внутри страны, в том числе изменение отношения населения, власти и бизнеса к тем или иным проблемам социального и экономического развития. Эндогенные факторы могут быть сформированы «сверху» (указы Президента, решения Правительства) и «снизу», т.е. идти от региональных органов власти, бизнеса, населения.

При разработке перечня приоритетов в различных документах стратегического планирования представляется результативным формулирование приоритетов в составе элементарных матриц, составленных на основе оценки экзогенных и эндогенных факторов. Они позволят систематизировать приоритеты, избежав их дублирования и противоречия. Такой подход активно применяется в зарубежных странах. Стратегия Европейского союза до 2020 г. и стратегии входящих в его состав стран, например, формулируют три взаимодополняющих приоритета: «умный рост» (развитие экономики, основанной на знаниях и инновациях), «устойчивый рост» (стимулирование ресурсосберегающей, экологичной и конкурентной экономики), «инклюзивный рост» (содействие занятости населения при условиях социального и территориального единства) и цели по пяти направлениям: трудоустройство, исследования и инновации, экология и энергетика, образование, борьба с бедностью.

Важной особенностью документов стратегического планирования стран Европейского союза является отсутствие строгой «отраслевой» привязки приоритетов для документов первого уровня; цели и приоритеты взаимосвязаны и актуальны для всех сфер экономического развития. При этом среди приоритетов отсутствуют вопросы национальной безопасности, обороны, сохранения культурной идентичности. Стратегические приоритеты направлены на объединение стран Европейского союза и их совершенствование без учета экзогенных факторов развития.

В то же время в нормативно-правовых актах Российской Федерации не представлена подробная информация о принципах и подходах формулирования стратегических приоритетов социально-экономического развития при разработке документов целеполагания и их учете в других документах стратегического планирования. Взаимосвязь таких документов обеспечивается не только контролем выполнения общих требований со стороны Правительства, Счетной палаты, но и качеством разработки отдельных документов.

Представляется логичным, чтобы приоритеты развития были закреплены в стратегии социально-экономического развития Российской Федерации. Не менее важным является определение конкретных измеримых целей в соответствии с этими приоритетами, а также дальнейшая их детализация в отраслевых разделах стратегии, документах планирования и программирования, в первую очередь в государственных программах как основных инструментов реализации государственной политики, по которым назначены ответственные исполнители среди органов исполнительной власти.

Владимир Климанов – д.э.н., зав. кафедрой государственного регулирования экономики Института общественных наук РАНХиГС

Понедельник, 20.06.2016