Минфин рассматривает возможность введения более жестких правил бюджетной дисциплины

В своем выступлении на конференции Moneymarket в Москве замминистра финансов РФ Оксана Сергиенко сообщила о том, что Минфин России планирует к 2014-2015 гг. перейти к формированию ненефтегазового баланса бюджета, для чего придется либо сокращать расходы бюджета, либо увеличивать доходы за счет повышения налогов. 

 

В части управления расходами, Минфин, со слов Сергиенко, уже активно рассматривает предложения ряда экспертов вернуться к более жестким правилам бюджетной дисциплины, а именно: определять среднюю цену на нефть, к примеру, за 10 последних лет (для России это 50 долл./барр.), а доходы, полученные сверх средней цены, направлять в накопительные фонды.


На наш взгляд, подобная инициатива Минфина вполне соответствует требованиям консервативного подхода при определении приемлемого уровня их расходования, обеспечивающего устойчивость бюджета. 

Очевидно, что применяемый в настоящее время нефтегазовый трансферт, размер которого привязывается к ВВП страны, не обеспечивает в должной мере решение задачи ограничения расходов на безопасном, с точки зрения бюджетной сбалансированности, уровне. В связи с этм в целях повышения эффективности существующей процедуры использования конъюнктурных доходов для финансирования бюджетных обязательств представляется целесообразным дополнить его действие правилом ограничения поступлений в бюджет при распределении НДПИ и экспортной пошлины на сырую нефть в качестве фактора, сдерживающего рост расходов федерального бюджета на стадии их планирования. 

Другими словами, размер нефтегазового трансферта должен ограничиваться не постоянно меняющейся долей к ВВП страны, а определенным пороговым значением цены на нефть, неизменном на протяжении всего периода бюджетного планирования (т.е. в течение трех лет). Все нефтяные доходы сверх установленного порогового уровня (его значение может устанавливаться исходя из оценки средней за предстоящий трехлетний период цены на нефть в консервативном сценарии прогноза социально-экономического развития Российской Федерации) должны направляться в нефтегазовые фонды (Резервный фонд и Фонд национального благосостояния) в соответствии с существующим порядком их зачисления. Финансирование бюджетного дефицита должно осуществлять за счет средств Резервного фонда только в случае недополучения бюджетных доходов вследствие падения цены на нефть ниже определенного в макропрогнозе уровня, на основании которого рассчитывались основные параметры федерального бюджета. 

По нашему мнению, данный подход способен обеспечить устойчивость бюджета, стабилизировав уровень государственных расходов на стадии бюджетного планирования.

 

И.А. Соколов – к.э.н., зав. лабораторией бюджетной политики

Четверг, 18.11.2010