Минфин России связывает перспективы повышения эффективности бюджетных расходов с использованием механизмов БОРа

На днях Вице-премьер – Министр финансов РФ Алексей Кудрин проинформировал Председателя Правительства РФ Владимира Путина о разработке документов по повышению эффективности бюджетных расходов. 

 

По словам А. Кудрина, в настоящее время уже подготовлен проект концепции программы по повышению эффективности бюджетных расходов, саму же программу планируется утвердить до 1 апреля 2010 г. В связи с тем, что в условиях посткризисного развития модель ежегодного наращивания государственных расходов далее не применима, Правительство РФ ориентировано на сокращение бюджетного дефицита и одновременное повышение отдачи на каждый рубль бюджетных средств.


Достижение этой задачи видится власти в первую очередь в «переконвертировании бюджетов большинства ведомств в программные целевые методы в ближайшие год-два», т.е. речь идет о существенном повышении доли целевых программ в составе бюджета, а также о последующем переходе к программной классификации бюджетных расходов. Другим вектором улучшения качества управления бюджетными средствами является реформирование программы и принципов осуществления государственных закупок, в том числе в сторону существенного повышения доли государственных расходов в инновационном секторе экономики.

На наш взгляд, основные направления повышения эффективности бюджетных расходов выбраны вполне обоснованно, в то же время общее улучшение качества управления бюджетными средствами возможно только при комплексном подходе к решению данной проблемы, позволяющем не только охватить максимально широкий круг используемых регулирующих инструментов, но и структурировать их применение во времени. В частности, в ближайшие годы (2010-2011 гг.) представляется необходимым акцентировать внимание в первую очередь на вопросах повышения доступности оказываемых государством социальных услуг, что возможно достичь через реструктурирование бюджетной сети, а также усиления стимулов на низовом уровне к более эффективному использованию бюджетных средств, совершенствования системы государственных закупок, оптимизации отдельных бюджетных процедур (внедрение оценки регулирующего воздействия в технологию принятия управленческих решений, имеющих бюджетные последствия).

По мере формирования в стране соответствующих институциональных условий дальнейшее развитие таких достаточно сложных управленческих механизмов, как БОР, программно-целевая деятельность, государственно-частное партнерство, может стать важным фактором рационализации бюджетных расходов и повышения эффективности бюджетного процесса в целом. Реализация данного блока мероприятий должна быть осуществлена в течение 2010-2015 гг.

И.А. Соколов – к.э.н., зав. лабораторией бюджетной политики

Вторник, 19.01.2010