Минфин высказал новые идеи по вопросу развития инвестиционного налогового кредита

12 апреля 2010 г. в рамках Недели российского бизнеса состоялась VIII Налоговая конференция РСПП1, на которой Замминистра финансов РФ С.Д. Шаталов представил новые идеи по развитию инвестиционного налогового кредита, который может использоваться, в том числе, для дополнительной поддержки инновационных предприятий. В настоящее время проблема заключается в том, что данный институт налогового администрирования практически не работает. 

 

Напомним, что возможность предоставления инвестиционного налогового кредита инновационным компаниям предусмотрена ст. 66-67 НК РФ. Инвестиционный налоговый кредит – это такое изменение срока уплаты налога, при котором организации предоставляется возможность в течение определенного срока и в определенных пределах уменьшать свои платежи по налогу с последующей поэтапной уплатой суммы кредита и начисленных процентов. В настоящее время он может быть предоставлен по налогу на прибыль организации, а также по региональным и местным налогам на срок от одного года до пяти лет2. Статьи НК РФ, посвященные инвестиционному налоговому кредиту, неоднократно редактировались в 2008-2009 гг., однако это не позволило изменить ситуацию радикально. 


Практическая невозможность использования данного инструмента обусловлена неэффективным регулированием порядка и условий его предоставления. В настоящее время:

  • кредит распространяется только на налог на прибыль, а также региональные и местные налоги, значение которых для плательщика минимально;
  • его получение связано с необходимостью согласования с налоговым органом и региональным финансовым органом;
  • при этом регион, разумеется, не заинтересован в предоставлении инвестиционного налогового кредита и временном выпадении бюджетных доходов;
  • отбор получателей кредита непрозрачен. Даже если регион предусмотрел в бюджете выпадающие доходы на предоставление ИНК, непонятно, как их распределять между заявителями;
  • процедура получения инвестиционного налогового кредита является разрешительной, что провоцирует риски коррупции.


В условиях действующего законодательства непонятно:

  • как заинтересовать регионы в предоставлении налоговых льгот и появлении выпадающих доходов;
  • как быть, если налогоплательщик осуществляет деятельность на территории нескольких субъектов федерации и его налоговая база должна распределяться между несколькими региональными бюджетами;
  • даже если регион согласился в своем законе о бюджете предусмотреть лимит на инвестиционное налоговое кредитование, как распределить его между заявителями;
  • как обеспечить выполнение налогоплательщиком отсроченных налоговых обязательств (залог и поручительство, предусмотренные НК РФ, эффективными гарантиями не являются). 


С. Шаталов предложил упростить процедуру предоставления инвестиционного налогового кредита за счет передачи полномочий по принятию решений полностью на региональный уровень. По его мнению, соответствующие полномочия могут быть переданы либо региональным финансовым органам, либо специализированным агентствам. Безусловно, это позволит сократить число согласований, необходимых при его получении и, как следствие, может способствовать более широкому распространению практики предоставления инвестиционных налоговых кредитов. 

Однако, по нашему мнению, ключевые проблемы, связанные с незаинтересованностью регионов в их предоставлении, а также с непрозрачностью распределения лимитов, выделяемых на инвестиционные кредиты, между конкретными получателями, решены не будут. В связи с этим сама возможность сохранения инвестиционного налогового кредита, как альтернативы льготам по отдельным видам налогов и прямой бюджетной поддержке, является очень спорной. 

А.В. Киреева – к.ю.н., зав. лабораторией экспертизы и разработки нормативно-правовых актов

  1 http://rspp.ru/Default.aspx?CatalogId=283&d_no=8073 
  2 Организация, получившая инвестиционный налоговый кредит, вправе уменьшать свои платежи по соответствующему налогу в течение срока действия договора об инвестиционном налоговом кредите. В каждом отчетном периоде (независимо от числа договоров об инвестиционном налоговом кредите) суммы, на которые уменьшаются платежи по налогу, не могут превышать 50% размеров соответствующих платежей по налогу, определенных по общим правилам без учета наличия договоров об инвестиционном налоговом кредите. При этом накопленная в течение налогового периода сумма кредита не может превышать 50% размеров суммы налога, подлежащего уплате организацией за этот налоговый период. Если накопленная сумма кредита превышает предельные размеры, на которые допускается уменьшение налога, установленные настоящим пунктом, для такого отчетного периода, то разница между этой суммой и предельно допустимой суммой переносится на следующий отчетный период.


Вторник, 13.04.2010