Многим компаниям придется менять привычные схемы ведения бизнеса

Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) опубликовала план действий по противодействию размыванию налогооблагаемой базы и перемещению прибыли (Action Plan on Base Erosion and Profit Shifting – BEPS)1.

Он представляет собой дорожную карту по 15 направлениям, которые, по мнению разработчиков, позволят поставить преграду для корпораций, уплачивающих мало налогов и не уплачивающих их вовсе. Среди таких направлений, в частности, особое внимание вызовам, связанным с цифровой экономикой, ужесточение правил иностранных контролируемых компаний, ограничение размывания налогооблагаемой базы через вычет процентных расходов, требования к налогоплательщикам раскрывать информацию об используемом ими агрессивном налоговом планировании, а также разработка многостороннего соглашения, которое призвано заменить действующие двусторонние соглашения об избежании двойного налогообложения.

Проблемы, на решение которых направлены предложения ОЭСР, являются объективными и назрели уже давно, – рано или поздно их надо было решать. Вместе с тем только на уровне законодательства отдельных стран эти проблемы решить практически невозможно – никакие инструменты не будут достаточно эффективными, поэтому выработка подходов к их решению на международном уровне – необходимый шаг вперед.

Насколько предложения ОЭСР окажутся реализуемыми на практике, зависит от того, какие конкретные меры (инструменты, механизмы) в рамках обозначенных направлений будут предложены, будет ли достигнут международный консенсус по этим мерам и насколько эффективно смогут сработать национальные налоговые администрации в каждой стране – участнике процесса. Так, например, ранее для решения проблемы уплаты налогов по месту получения дохода в сфере электронной коммерции на международном уровне было предложено признавать постоянным представительством компьютерный сервер. ОЭСР данный подход поддерживался, но с определенными оговорками, связанными, в том числе, с возможностями его практической реализации. Так, сервер достаточно просто перемещаем и поэтому такой подход принципиально проблему мобильности в рамках цифровой экономики не решает. Кроме того, существует множество серверов, и в таких условиях налоговым органам весьма непросто следить за соблюдением нового правила о сервере – постоянном представительстве или принимать меры принуждения в случае несоблюдения этого правила2.

Обозначенные в плане действий направления не вызывают серьезных сомнений по поводу реализуемости предложений, однако желание некоторых стран отстоять свои позиции в международной налоговой конкуренции, а также тот факт, что администрирование новых решений может оказаться достаточно сложным и дорогим, способны оказать свое отрицательное влияние. При этом представляется, что до того как будут выработаны конкретные меры, о практической реализуемости плана действий говорить рано.

Что изменится для российских компаний в результате новой модели организации налогообложения на международном уровне, зависит от действий российского правительства и налоговой администрации. Если Россия примет условия многостороннего соглашения без существенных смягчающих оговорок и проявит политическую волю к созданию условий для открытости информации об организации бизнес-процессов и соответствующих финансовых потоков для всех участников рынка, многим компаниям, по-видимому, придется перестраиваться – менять организационную структуру и/или привычные схемы ведения бизнеса. Немаловажное значение при этом имеет то, какие ресурсы и возможности будут у налоговых органов для практической реализации положений соглашения, насколько активно и профессионально налоговики будут участвовать в процессе.


Т.А. Малинина – зав. лабораторией налоговой политики




1 См.: http://www.oecd.org/ctp/BEPSActionPlan.pdf.
2 См. также: Вопросы учета современных технологий и особенностей ведения бизнеса. М: Дело, 2013. С. 23–26.

Вторник, 06.08.2013