Модернизация или милитаризация?

Как выяснилось 3 июня 2010 г. в ходе парламентских слушаний Комитета по обороне Государственной Думы, российский военно-промышленный комплекс (ВПК) уже заручился согласием экономического блока правительства выделить на новую государственную программу вооружения на 2011–2020 гг. 13 трлн руб. из федерального бюджета. Это более чем в 2,5 раза больше, чем было выделено в 2007 г. (4,9 трлн руб.) на ныне действующую программу, ограниченную 2015 г.

 

Замминистра финансов А. Силуaнов при этом заявил о полной готовности своего ведомства за счет налогоплательщиков перейти к дальнейшему наращиванию российских военных расходов: «В 2010 г. объем расходов на оборону составил 2,6% от федерального бюджета. В последующие годы эти расходы будут возрастать. В 2011 г. они составят 2,9%, в 2012 г. – 3, а в 2013 г. – 3,2%».


Даже если допустить, что «от федерального бюджета» следует читать как «от ВВП», со статистикой у замминистра трудности – ведь на самом деле уже в прошлом году расходы по разделу «Национальная оборона» превысили 3,0% ВВП, а в текущем – законом о федеральном бюджете по этому разделу уже были ассигнованы те самые 2,9% ВВП, намеченные почему-то г-ном Силуановым лишь на следующий год.

В целом складывающаяся после слушаний картина внушительного финансово-бюджетного поворота в сторону ВПК вызывает серьезные сомнения не только в судьбе финансирования боевой подготовки, эксплуатационных расходов (вспомним хотя бы знаменитые ежегодные отключения электроэнергии на Дальнем Востоке) и социальных программ Минобороны, но и в государственной политике в области образования и здравоохранения, расходы на которые у России кратно ниже, чем у развитых стран.

При этом чиновники Минобороны пошли еще дальше – они пообещали полностью модернизированные Вооруженные силы к исходу 2020 г. «всего» за 36 трлн руб. 

Однако, по данным Счетной палаты, наши государственные программы вооружения выполняются совсем не по-государственному. Так, в 2009 г. общими усилиями удалось выполнить лишь половину от намеченного, несмотря на 100%-ное финансирование гособоронзаказа. А первый заместитель председателя Военно-промышленной комиссии В. Путилин заявил, что Минобороны до сих пор не может представить никаких обоснований в пользу предлагаемой программы вооружения.

Безусловно, всякая связь с государственными финансами людей, пытающихся продать товар, цена которому не более 9 трлн руб., за 36 и лишь в крайнем случае согласных на 13 трлн, должна быть прервана. Иначе, при нашей нелюбви к гласности лозунг о модернизации рискует незаметно для всех обернуться милитаризацией.

В.Б. Зацепин – канд. воен. наук, с.н.с лаборатории военной экономики 

Понедельник, 07.06.2010