Мотивировать частный бизнес войти в социальную сферу будет весьма трудно

Премьер-министру Дмитрию Медведеву 22 января 2014 г. представили предложения по развитию сферы социальных услуг, среди которых – передать треть госзаказа по социальным услугам частному бизнесу и коммерциализация образования. 


Причиной такого предложения послужила неэффективность существующей модели экономического роста, ориентированной на стимулирование спроса за счет нефтегазовых доходов. Уже в середине 2012 г. стало понятно, что прежняя модель перестает работать, поэтому назрела необходимость поиска новой модели и пересмотра системы госрасходов.

Минфин может столкнуться с трудностями уже в этом году, поскольку бюджет сверстан при прогнозном плане 3%-ного роста ВВП при цене на нефть в 100 долл./барр. Однако ожидания правительства относительно цен на нефть выглядят весьма оптимистично на фоне общемировой тенденции падения спроса на нефть. Уже в 2014 г.  Минфин может столкнуться с трудностями выполнения бюджета по доходам и расходам, если цена на нефть значительно снизится. В последующие годы ситуация будет только усугубляться за счет сокращения трудоспособного населения и роста давления на пенсионную систему.

Консенсусное мнение правительства и экспертного сообщества сводится к тому, что драйверами восстановления российской экономики должны стать улучшение делового климата, стимулирование частных инвестиций, поддержка малого и среднего бизнеса. Также необходимо сокращать расходы бюджета и учиться жить по средствам.

Поэтому передача трети госзаказа по социальным услугам частному бизнесу, с одной стороны, это обусловленная экономическими реалиями необходимость, с другой стороны, это соответствует тренду стимулирования делового климата.

Следует отметить, что в ряде западных стран сферы здравоохранения и образования успешно оперируются частным бизнесом. Государственные гарантии распространяются только на категорию социально незащищенных граждан.  

Однако на пути реализации этого предложения в России существует ряд проблем. Во-первых, российский частный инвестор весьма неохотно входит в социальную сферу, в силу неочевидности возврата инвестиций и получения прибыли в дальнейшем. Во-вторых, необходимо создать условия для развития рынка социальных услуг, которые сейчас полностью отсутствуют. В-третьих, предстоит адаптировать общественное сознание к формированию рынка социальных услуг, поскольку большинство российских граждан привыкло получать социальные услуги от государства бесплатно, а также просто не доверяет уровню квалификации работников частных клиник, в частности. В-четвертых, часть расходов на образование и здравоохранение с 2014 г. ляжет на регионы, создавая им дополнительную нагрузку, особенно это будет чувствительно для тех субъектов, которые в значительной степени зависят от федеральных дотаций. Поэтому передача части госзаказа в этой сфере бизнесу в какой-то степени облегчит жизнь регионам.

Однако проблема кроется в другом – в конкуренции регионов за частного инвестора. Очевидно, что региону-донору привлечь инвестиции гораздо легче, чем реципиенту. Возврат инвестиций в московскую клинику будет гораздо быстрее, чем в клинику любого другого города. С другой стороны, логично, что ответственность за создание конкурентной среды должна лежать в том числе и на муниципалитетах, однако в силу того, что бюджетные средства на здравоохранение и образование будут аккумулироваться на региональном уровне, муниципалитеты просто не будут мотивированы на стимулирование деловой активности и создание условий для привлечения инвесторов в сферу социальных услуг.

Е.А. Поспелова – к.п.н., с.н.с. лаборатории проблем экономического развития


Четверг, 23.01.2014