Налог на недвижимое имущество должен быть введен в РФ до 1 января 2018 г.

В соответствии с проектом поправок Правительства РФ к проекту федерального закона № 51763-4 «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации», размещенному на сайте Министерства Финансов РФ в разделе официальной информация 23.04.2013 г., налог на недвижимое имущество (далее – налог на недвижимость) будет введен на всей территории РФ до 1 января 2018 г.


При этом налог на недвижимость будет вводиться муниципальными образованиями, городами федерального значения Москвой и Санкт-Петербургом постепенно в течение 2014–2017 гг. по мере готовности к введению нового налога.

В редакции проекта поправок налог на недвижимость вводится для физических лиц, обладающих правом собственности на здания, строения, сооружения, жилые и нежилые помещения, объекты незавершенного капитального строительства, а также физических лиц, обладающих правом собственности, правом постоянного (бессрочного) пользования или правом пожизненного наследуемого владения на земельные участки. Таким образом, данный вариант проекта главы Налогового Кодекса РФ «Налог на недвижимое имущество» определяет налог на недвижимость в качестве местного налога на физических лиц, включающего как жилую, так и нежилую недвижимость, объекты незавершенного капитального строительства.

Планы по введению налога на недвижимость существуют в РФ уже достаточно давно, однако до сих пор налог на недвижимость не был введен ни в одном регионе РФ, за исключением пилотного проекта в г. Великом Новгороде, в рамках которого налог на недвижимость был введен для юридических лиц. Введение налога на недвижимость не снижает возможности экономического роста, создает базу исполнения социальных обязательств, является шагом к созданию более справедливого порядка налогообложения недвижимости и таким образом, его введение будет являться, безусловно, положительным фактом.

Отметим, что многие спорные вопросы предыдущих проектов соответствующей главы Налогового Кодекса здесь решены, однако ряд вопросов требует дальнейшего изучения.

РФ является социальным государством, в котором, в частности обеспечивается государственная поддержка определенных категорий граждан. В соответствии с проектом поправок налоговая база в отношении жилого помещения уменьшается лишь на величину кадастровой стоимости 20 кв. м общей площади объекта налогообложения вне зависимости от количества собственников данного жилого помещения и того относятся ли они или нет к льготным категориям граждан. Иные налоговые льготы проектом поправок не предусмотрены. Дополнительные налоговые льготы могут быть установлены на местном уровне, однако очевидно, что введены они будут далеко не всеми представительными органами муниципальных образований, при этом чем беднее муниципальное образование, тем меньше у него возможностей предоставить дополнительные льготы. Необходимо предусмотреть механизм социальной защиты как минимум инвалидов, пожилых граждан, например, предоставив им в рамках главы Налогового Кодекса освобождение от налога на недвижимость в части одного объекта жилой недвижимости, в котором они проживают официально.

Данный проект поправок устанавливает разные ставки по жилым и нежилым помещениям при суммарной кадастровой стоимости объектов налогообложения до 300 млн руб. включительно: по жилым помещениям  ставка составляет 0,1%, по нежилым помещениям минимальная ставка установлена в 0,5%. В случае если  суммарная кадастровая стоимость объектов налогообложения  – свыше 300 млн руб. , то по жилым помещениям ставка также составляет 0,5. Если кадастровая стоимость каждого из возможных объектов налогообложения за исключением земельных участков, в частности жилого или нежилого помещения, превышает 300 млн руб., налоговые ставки устанавливаются на местном уровне в размере от 0,5% до 1% включительно. Установление разных ставок по жилым и нежилым помещениям экономически оправдано и не подлежит сомнению, однако в данном случае спорным является вопрос о том, что в суммарную кадастровую стоимость объектов налогообложения при определении ставки по жилым помещениям включается стоимость как жилых, так и нежилых помещений.

Кроме того, трудно реализуемыми на практике представляются положения проекта поправок в части определения суммарной кадастровой стоимости объектов как суммы кадастровой стоимости всех объектов налогообложения на всей территории РФ, а также налогообложение объектов незавершенного капитального строительства в связи с недостаточностью соответствующей информации у налоговых органов. На сегодняшний день у налоговых органов не существует единой на территории РФ базы по налогоплательщикам и принадлежащим им объектам недвижимости, а право собственности на объекты незавершенного строительства обычно не регистрируется за исключением случаев продажи или залога данных объектов.

Е.Е. Великова – ст.н.с. лаборатории развития налоговой системы

Пятница, 26.04.2013