Налоговый маневр способен сместить акценты интеграции внутри ЕАЭС

В рамках Гайдаровского форума – 2015 состоялась экспертная дискуссия «Вызовы евразийской интеграции в свете современных торгово-экономических процессов на постсоветском пространстве».

В ходе дискуссии обсуждались вопросы перспектив ЕАЭС и препятствий для развития Евразийской интеграции. Были затронуты вопросы интеграции стран ЕАЭС друг с другом, интеграционная повестка Евразийского союза со странами дальнего зарубежья, проблемы функционирования ЕАЭС в условиях санкций. Отдельно прошло обсуждение евроинтеграции Украины и российской внешнеэкономической стратегии в этих условиях.

Основная проблема интеграции внутри ЕАЭС — это доминирование перераспределительного мотива над производительным. Из-за наличия экспортных пошлин на энергоресурсы имеет место трансферт от России к ее торговым партнерам по ЕАЭС. Как показывают расчеты, его величина составляла примерно 9,2 млрд долл. в 2011 г., 11,8 млрд долл. в 2012 г., 9,4 млрд долл. в 2013 г. и 5,7 млрд долл. в 2014 г. Снижение в последние годы связано с падением поставок нефтепродуктов в Белоруссию, ростом закупок белорусского бензина и переходом на своповые поставки нефти в Китай через Казахстан.

В 2015 г. прогнозируемый рост объема трансферта связан с отменой необходимости компенсации Белоруссией российскому бюджету экспортных пошлин за экспортируемые в третьи страны нефтепродукты. В дальнейшем величина трансферта должна падать за счет налогового маневра в нефтяной отрасли, однако объемы перераспределения ресурсов за счет российского бюджета останутся на достаточно высоком уровне. В относительном выражении больше всего получает Беларуссия: в 2015 г. – 8,7% ВВП, в 2016 г. – 7,7% ВВП, в 2017 г. – 6,5% ВВП. Для Армении выгода также весьма существенна: в 2015 г. – 1,6% ВВП, в 2016 г. – 1,5% ВВП, в 2017 г. – 1,4% ВВП.

Российский налоговый маневр в нефтегазовой отрасли может служить инструментом для смещения акцентов интеграции с перераспределительных на созидательные. В противном случае российский бюджет, так или иначе, будет нести потери от функционирования ЕАЭС и вовлечения в него новых участников. Представляется целесообразным в срок до 2025 г. полностью перейти к изъятию государством ренты из нефтегазового сектора через НДПИ, что может способствовать повышению мотивации к снижению нетарифных барьеров в торговле товарами и услугами, поскольку такое снижение станет основным источником повышения конкурентоспособности интеграционного объединения и отдельных его участников.

Александр Кнобель – зав. лабораторией международной торговли

Пятница, 16.01.2015