Наталья Корниенко, Елена Минина: О мерах поддержки налогоплательщиков в мире и РФ

В связи с пандемией COVID-19 правительства стран мира, включая Россию, в оперативном порядке принимают меры по налоговой поддержке своих компаний и граждан. В комплекс таких мер включают отсрочки по подаче налоговой отчетности, переносы сроков по уплате налогов, приостановки или упрощение процедур налоговых проверок. Международные организации, ведущие налоговые исследования, оперативно выпускают рекомендательные материалы по поддержке национальных налоговых систем. В частности, 26 марта ОЭСР опубликовала специальный документ «Ответы налоговых администраций на COVID-19: меры, принятые для поддержки налогоплательщиков», в котором отражены меры, принимаемые рядом стран. Авторы обещают, что данный материал будет постоянно обновляться и дополняться.

На данный момент ОЭСР выделяет следующий ряд мер:

1. Дополнительное время для исполнения налоговых обязательств, включая:
   1.1. увеличение сроков подачи отчетности;
   1.2. предоставление отсрочки по уплате налоговых платежей;
   1.3 отмена штрафов и пеней;
   1.4. упрощение погашения задолженности (планы по погашению задолженности, отсрочка по погашению задолженности);
2. Более быстрый возврат налогов;
3. Временные изменения в политике проверок и способах обеспечения более быстро налоговой определенности;
4. Улучшение услуг налогоплательщикам и инициативы во взаимодействии.

Увеличение сроков подачи отчетности и отсрочка уплаты налоговых обязательств уже введены в ряде стран или планируются к введению в ближайшее время. Так, в Бельгии срок подачи отчетности по налогу на прибыль перенесен с 16.03 на 30.04, по НДС также предусмотрен перенос сроков. Соответствующие меры предусмотрены в Австралии, Бразилии, Канаде, Китае, Колумбии, Израиле, Ирландии, Латвия, США, Чехии, Японии (список стран не полный). При этом в ряде стран, например, в Канаде, Бразилии подобные меры относятся лишь к части налогоплательщиков (налогов). В иных странах, например в Чехии, ко всем налогоплательщикам. Отметим, что в ряде стран продление сроков подачи отчетности и отсрочка уплаты налоговых обязательств являются автоматическими, в иных странах налогоплательщики должны заявлять о применении данной меры.

Отмена штрафов и пеней. По данному вопросу также представлено довольно много вариантов решения: отмена штрафов и пеней может касаться определенных налогов, предоставляться автоматически или по заявлению, касаться всех или части налогоплательщиков, действовать определенное время или без ограничения. Так, например, Налоговая служба Австралии указала, что по предприятиям, затронутым COVID-19, предусмотрена отмена штрафов и пеней, понесенных с 23.01.2020 г. Любой пострадавший налогоплательщик должен обратиться за помощью, так как эти меры не будут применяться автоматически. В Израиле с 17.03.2020 г. не применяются штрафные санкции по всем налогам. Испания в тех случаях, когда МСП и самозанятые лица просят об отсрочке платежей, проценты не взимаются в течение первых трех месяцев. Подобные меры введены помимо указанных стран в Австрии, Бельгии, Великобритании, Грузии, Канаде, США, Чехии, Финляндии и иных странах.

Такая мера, как упрощение процедур погашения задолженности, также начала применяться в целом ряде стран, некоторые приостанавливают взыскание задолженности, например, в Австралии, Бельгии, Канаде, Финляндии, Франции, Венгрии, Литве, Малайзии, Нидерландах, Великобритании (список стран не полный) уже предусмотрена данная мера.

Помимо вышеуказанных мер ряд стран начали применять и такую меру, как более быстрый возврат налога. Помимо более быстрой обработки запросов на возврат налога, налоговые органы могут рассматривать вопрос об ослаблении анализа рисков, проводимого перед тем, как произвести возврат, например, ниже определенных пороговых значений или в случае налогоплательщиков с хорошей историей соблюдения налоговых обязательств. К таким странам относятся Австралия, Китай, Франция, Ирландия, Израиль, Корея, Латвия, Литва, Малайзия. В частности, в Ирландии возврат налогов для всех налогоплательщиков осуществляется в приоритетном порядке, и на выполнение данной функции уже направлены дополнительные ресурсы. В Израиле введена процедура быстрого возврата налога на доходы в размере до 100 000 шекелей. Более крупные возвраты проходят индивидуальную экспертизу, при этом была издана директива об ускорении этого процесса. Аналогичным образом в отношении НДС местным налоговым органам была дана директива об ускорении процесса возврата денежных средств. Рассматривается введение автоматической процедуры возврата денежных средств на сумму до 35 000 шекелей. При этом, как правило, налоговые органы также ускоряют процесс возврата налогов, которые не были освобождены автоматически. Налоговая служба Малайзии перешла к автоматическому возврату в случаях отсутствия риска или низкого риска неправомерного требования о возврате денежных средств. Кроме того, предусмотрен автоматический возврат средств крупным предприятиям с суммой возврата менее 1 млн RM каждый (составляет чуть меньше 18 млн руб.). А в Литве переплата по НДС будет возвращаться даже без запроса со стороны налогоплательщиков.

Что касается временных изменений в политике налоговых проверок, то данная мера присутствует в достаточно большом числе стран.

Улучшение услуг налогоплательщикам и инициативы по обеспечению лучшего взаимодействия также вводятся сейчас во многих странах. При этом Россия может быть хорошим примером по данному вопросу, так как является здесь бесспорным лидером. Более 50 онлайн-сервисов доступны на сайте nalog.ru и в мобильных приложениях. ФНС России также доступна для связи по телефону (и по нему можно дозвониться!), и на сайте ФНС России представлена детальная информация о мерах по поддержке бизнеса.

Правительство РФ и ФНС России оперативно разработали и ввели меры поддержки налогоплательщиков, в настоящий момент введены следующие меры:

Для всех без исключения налогоплательщиков – продлен на неделю срок подачи бухгалтерской(финансовой) отчетности за 2019 г., включая подачу деклараций по налогу на имущество - до 6 апреля 2020 г., приостанавливаются выездные налоговые проверки, приостанавливаются подачи заявлений о банкротстве.

Для налогоплательщиков, относящихся к наиболее пострадавшим отраслям, помимо выше приведенных предоставлен расширенный список мер налоговой поддержки, в том числе предоставлена отсрочка по уплате налоговых платежей (кроме НДС и НДФЛ) и страховых взносов для включенных в Реестр МСП на 6 месяцев, для иных соответствующих налогоплательщиков – на 3 месяца.

Только для налогоплательщиков, включенных в Реестр МСП и относящихся к пострадавшим отраслям, приостановлено применение мер взыскания – до 1 мая 2020 г. Также для зарегистрированных субъектов МСП откладывается принятие решений о приостановлении операций по их счетам для обеспечения взыскания задолженности, но срок не указан, видимо, это будет решено по усмотрению налоговой службы.

В отличие от международного опыта более быстрый возврат налогов в РФ не предполагается ни для юридических, ни для физических лиц. Принимая во внимание положительную статистику одобрения поданных заявлений на имущественный или иной вычет, именно в этой сфере можно было бы сократить срок камеральной проверки без ущерба для бюджета. С другой стороны, нагрузка на налоговые органы и без того весьма возросла и реализовать такую меру может быть затруднительно. Тем не менее, стоит обратить внимание на выборочный характер российских мер налоговой поддержки и предусмотреть возможность как расширения перечня пострадавших отраслей позднее, так и дальнейшей корректировки критериев отнесения к пострадавшим видам налогоплательщиков, так как результаты кризиса еще не полностью очевидны.

Наталья Кониенко – заведующая лабораторией развития налоговой системы;

Елена Минина – с.н.с. лаборатории развития налоговой системы.

Суббота, 04.04.2020